Новости искусства - дежурная вещь повседневности. Это также естественно, как прогноз погоды, - почти любой источник новостей включает какие-нибудь заметки об искусстве. Уважающие себя «большие» газеты отводят ему разделы, а уважением и почетом в мире быстрой информации окружены, в первую очередь, политические вести. Оттого, наверное, и все остальные сферы равняются на них.

Политика, поданная обществу взыскательным  аналитиком-экспертом, - вот эталон серьезной журналистики, способный словом вершить власть: формировать общественное мнение. Строго, респектабельно и по-мужски. За этим образом – легенды прошлого: английские джентльмены в клубах с полотном The Times в руках, сила которого перетрясла парламент в середине позапрошлого столетия. Критика некомпетентности властей в ходе Крымской войны, впервые сформированная такими откровенными репортажами с мест событий, привела к реформе армии и смене премьер-министра (Лорда Абердина на Лорда Пальмерстона). С тех самых пор, плоха газета, не мечтающая быть The Times.

Искусство, как известно, - не политика. И, к примеру, выставочная деятельность – не Крымская война, сколько не критикуй, а кроме сомнительных побед в виде огорчений художников и кураторов немногого можно достичь. Тем более в России, где профессиональное сообщество мало до невозможности. Однако людям свойственно надеяться, и в апреле прошлого года на наших просторах появился достойный европейский отпрыск The Art Newspaper Russia. Правда, как раз от критики отказались, сделав, вслед за оригинальной The Art Newspaper, ставку на другие преимущества The Times. Основанная все в той же Британии в 1983 году газета новостей искусства позаимствовала у старшей коллеги, во-первых, большую форму, строгую верстку и идею «шапки» (над названием газеты эмблема с книгами, скульптурным бюстом, палитрой и т.д., у Таймс  - вариация герба страны), во-вторых, почти осязаемый «материализм» самих новостей.

Новостных поводов в искусстве не так и много: новые выставки, возникновение/закрытие музеев, галерей и журналов, динамика рынка, выход книг, смерть/смещение с должности влиятельных людей, громкие кражи и подделки, редкие действительно значимые скандалы. В качестве примера последнего можно привести спорный «дар Лемана» музею Бостона, состоящий из предметов, награбленных Британией в 1897 году в ходе бенинской карательной экспедиции (попросту военного насилия), которые Нигерия требует вернуть. В результате потенциальной нехватки известий полосы заполняются также тематическими статьями, подающимися информационно. Главная особенность новостей по искусству заключена в их «материальности». Новость представляется либо как комплект реальных фактов (кто-что-где-когда), либо в символически весомом аспекте – как принадлежащая политике-экономике. Выставочный бюджет и его образование – это достойно, читаем про финансовую специфику в тексте «Выставки Гончаровой, Нестерова, Мондриана в Третьяковской галерее обойдутся почти в 100 млн. рублей», сверхналоги для богатых Франции и последствия для арт мира – не менее достойно.  А уж как достойно то, что «Русский ампир – единственный стиль в частном русском интерьере, сохранивший изысканность и чистоту линий», где мысль не изгладит эти линии, а изложит рыночное положение вещей стиля Империи. Все серьезно, никаких ахов-вздохов по поводу тончайших лессировок и виртуозной кисти. Пожалуй, только интервью имеют возможность вносить субъективную крамолу, оправданную тем, что ее произносит сам по себе «весомый» человек, с другим бы не стали беседовать.

Ровная новостная колонка деловита и «бантики» эстетики, интерпретаций и эмоции не к месту. Шлагбаум лег не только перед «чувствилищем» искусства, щупом души, но философскими статьями, заряженными умным словарем. Оказалось, что информация об искусстве способна ходить вокруг картины, но не погрузиться в нее. Что само по себе не плохо и не хорошо, просто характерно для магистрали арт новостей. В этом отношении газета The Art Newspaper выгодно разыгрывает формальный пастиш The Times. Роднящаяся с респектабельным соотечественником большая, шелестящая газета, с классической графикой заглавия и композициями текста, наследует и флер общественной важности и значимости, привлекая, возможно, и новых людей к искусству. Искусство действительно общественно значимо и вопреки всяческим «незаинтересованным удовольствиям» всегда завязано на социум и на материальный интерес.

Новостной взгляд неизбежно тянет за собой следствия: цены, цифры и политические перипетии глушат саму художественность, максимально овеществляя предмет. Искусство - ресурс, искусство - товар. С другой стороны, когда было не так? Искусство всегда стоило много и служило лишь сильнейшим и влиятельнейшим. Потом не стоит забывать, что это только новости. Отлежавшись, они превратятся в факты и будут подхвачены критикой, историей искусства, которые дополнят их и чувствами, и интенсивной аналитикой.

Главный бумажный конкурент международных новостей (есть еще региональные) The Art Newspaper – ARTnews в форме глянцевого журнала. Будто бы все то же, но маленькие радости ощущения себя солидным джентльменом, обозревающим серьезные вопросы утрачены. Подача информации – тоже искусство.