«Улыбайся». Режиссёр: Русудан Чкония. Сценарист: Русудан Чкония. В ролях: Иа Сухиташвили, Эка Картвелишвили, Шорена Бегашвили, Мока Чичуа, Лела Метревели, Ия Нинидзе, Пикриа Никабадзе, Торнике Бзиава, Тамара Бухникашвили, Тамрико Бзиава. Производство: Грузия - Франция - Люксембург, 2012.

kinopoisk.ru

«Я — Мать Грузии!» - твердит в изнеможении после многочасовых репетиций каждая из участниц конкурса красоты, проводимого среди многодетных матерей. У одной промок демонстрируемый бюстгальтер — по телу бежит струйка предназначенного младенцу молока; другая качает права, но в итоге замолкает, выдавливая нужные слова ради того, чтобы выйти в финал; третья хочет что-то доказать беспринципному мужу-политику. «Улыбайся!» - понукает, словно подбадривая лошадь хлыстом, циничный режиссер будущего телешоу. На кону четырехкомнатная квартира и большой денежный приз. Большинство участниц находится за гранью бедности, и это — их единственный шанс на обретение стабильности и нормального существования. Отказаться от унижений сейчас означает для них смириться с нечеловеческим образом жизни своих пока еще маленьких детей. Но с каждым днем конкурс становится все более изощренным, а чтобы победить, необходимо пренебречь всеми нормами морали и остатками уважения к себе.

Сценарий фильма родился после продолжительного интервью Русудан Чконии с одной из конкурсанток действительно существовавшего марафона красоты. В повествование робко вплетены события недавней войны — для того только, чтобы продемонстрировать, как именно спрос рождает предложение. Победительницей станет вовсе не самая хозяйственная, талантливая, добрая и заботливая мама, как может показаться вначале. Победит та, кому удастся наиболее эмоционально и ярко представить на продажу кровоточащую боль от личных потерь.

Отчаяние жмущихся друг к другу на сцене полуголых участниц сродни бессилию вынужденных ради приза двигаться 24 часа в сутки танцоров другого спекулятивного забега. События нервного фильма Поллока «Загнанных лошадей стреляют, не правда ли?» разворачиваются в Америке 30-х годов, на фоне Великой депрессии, и, как и в драме «Улыбайся» держат зрителя в напряжении, чтобы окончательно сбить с ног финалом. Большая часть жителей современной Грузии находится в состоянии той же «великой депрессии», которой, кажется, нет конца. Впрочем, картина Чкония — драма с элементами комедии, далекая, к счастью, от смакования шокирующих подробностей и эстетики грязного реализма. Комедия, приближенная между тем к гротеску самой жизни.

«Улыбайся» — первый с начала 90-х годов грузинский фильм в русском прокате, и это , безусловно, огромное политическое достижение, несмотря на тот факт, что в русской визе Чкония по понятным причинам все-таки отказали. В ролике, снятом специально чтобы представить фильм русскому зрителю, режиссер поясняет: вопрос «зачем нужны те или иные сцены» совершенно неуместен. «Улыбайся» - живой материал, и пояснительные комментарии автора только мешают диалогу аудитории и демонстрируемой ленты. Действительно, яркие характеры героинь, их ревность и одновременно сопереживание друг другу в условиях, когда каждый сам за себя и один против всех, буквально приковывают взгляд к экрану. В происходящее погружаешься с головой, невольно принимая сторону то одной, то другой участницы, сочувствуя в итоге всем одновременно. Если взять за аксиому утверждение, что задача искусства и, в частности, кино — умение правильно формулировать болезненные вопросы, то Чкония справилась с ней на все сто.