Выставка из коллекции «Росфото» откроется 4 июня 2013.

И. Рамбах, «Рига». 1915 И. Рамбах, «Рига». 1915

Что это. Пикториализм оформился из стремления фотографов сделать свою практику самостоятельной формой творчества и конкурировать с изобразительным искусством. Сознательно уходя от документальности, пикториалисты запечатлевали пейзажи, натюрморты, незамысловатые жанровые сцены. Пикториалисты использовали простейшие мягкорисующие объективы и специальные фильтры, придававшие изображению характерную атмосферность, намеренно избавляя фотографию от прозаических деталей. Они активно экспериментировали с различными техниками «благородной печати». Все это, наряду с применением рукотворной бумаги — от грубо-фактурной до мягкой японской, давало простор для манипуляций с изображением. Таким образом, в пикториализме произошел решительный перенос акцента со съемки, с негативного процесса, на печать и лабораторную обработку.

Это направление впервые заявило о себе в Европе в конце XIX века, в России обрело второе дыхание в 1920–1930-е годы. В Европе и США пикториализм достиг пика развития в первом десятилетии XX века, и это же время стало началом его заката. Направление, ставшее первым международным течением в области художественной фотографии, скоро превратилось в модное явление, затем — в поле для всевозможных декоративных экспериментов и в 1920-е годы уже утратило свое изначальное содержание.

Кто это. В 2002 году в «Росфото» состоялась масштабная выставка русской пикториальной фотографии 1890–1920-х годов из государственных и частных коллекций. В 2011 — выставка петербургской пикториальной школы, собравшая более сотни работ 25 авторов. В 2012 году проект продолжила юбилейная ретроспектива Людмилы Таболиной, а нынешняя выставка — логичное продолжение этому этапу истории фотоискусства.

В проекте представлены работы авторов: Сергея Лобовикова (1870–1941), Александра Гринберга (1885–1979), Николая Андреева (1882–1947), Моисея Наппельбаума (1869–1958), Николая Петрова (1876–1940), Сергея Иванова-Аллилуева (1891–1979), Абрама Штеренберга (1894–1979), Василия Улитина (1888–1976), Семена Фридлянда (1905–1964). Кроме того — редкие абстрактные работы ученика Василия Кандинского Михаила Тарханова (1888–1962) и серия лиричных пейзажей (1910-е) неизвестного автора, экспериментировавшего с различными техниками «благородной печати».

Где. Выставочный зал Парадного корпуса «Росфото», з этаж, Б. Морская, д. 35.

Когда. 4—30 июня 2013. Открытие 3 июня в 18:00.