Indochine — одна из наиболее ярких групп французской новой волны. На протяжении вот уже 30 с небольшим лет ее творчество пользуется огромной популярностью на родине и других франкоязычных странах: Бельгии, Канаде, Швейцарии. В феврале Indochine выпустили новый альбом Black City Parade, а 2 мая состоялась премьера клипа на песню College boy, который вызвал оживленную дискуссию среди критиков и публики. Клип уже собрал больше миллиона просмотров на youtube. Его режиссером стал двадцатичетырехлетний канадец Ксавье Долан, автор фильмов «Я убил свою маму» и «Воображаемая любовь». На днях в прокат выходит его новый фильм «И все же Лоранс».

2013_05_28_le-single-de-college-boy Обложка сингла College boy

Монохромное видео рассказывает историю подростка, являющегося объектом насмешек и насилия со стороны одноклассников. В финале клипа героя распинают на кресте, а толпа тинейджеров с заклеенными ртами снимает его агонию и смерть на камеры мобильных телефонов. Сцены насилия сняты столь эффектно, что Высший совет телерадиовещания Франции, ранее не возражавший против показа по ТВ самых эпатажных фильмов, рекомендовал руководству каналов делать предупреждения о нежелательности просмотра College boy лицами младше 18 лет.

В творчестве лидера Indochine Николя Сиркиса тема переживаний подростка занимает особое место. И хотя Сиркису в этом году исполнится 54 года, его «подростковые» песни-исповеди от первого лица звучат на удивление искренне. Выбор Ксавье Долана в качестве режиссера нового клипа тоже неслучаен: герой автобиографической ленты «Я убил свою маму» , страдающий из-за своей гомосексуальности и непохожести на других, очень похож на лирического героя некоторых песен Indochine – например, на странного парня из песни Playboy, который переодевается в женскую одежду и шокирует окружающих.

Вышло так, что во Франции споры вокруг нового клипа Indochine совпали с дебатами о легализации однополых браков. Один из авторов французской Википедии уже написал, что песня College boy «обличает гомофобию». Впрочем, сам Николя Сиркис в последних интервью неоднократно заявлял о своем принципиальном неучастии в кампании по поддержке скандально известного законопроекта. Да и Ксавье Долан, не скрывающий собственной ориентации и постоянно затрагивающий тему гомосексуальности в своих фильмах, в клипе обошелся без гомоэротических мотивов.

Клип College boy насыщен интересными аллюзиями. В первую очередь, на фильмы Гаса ван Сента, в которых часто поднимается тема подросткового насилия. Кстати, именно ван Сент во многом способствовал популяризаций творчества Долана в США. Нашему же зрителю College boy может показаться чуть ли не калькой с фильма «Чучело». В драме Ролана Быкова одноклассники полтора часа издеваются над героиней Кристины Орбакайте, финальный монолог которой происходит под душераздирающий коллаж из Аллы Пугачевой и Софьи Губайдулиной.

Кульминация клипа, когда главный герой на кресте возвышается над толпой, очевидным образом провоцирует на проведение теологических параллелей. «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвышен будет», - сказано в Евангелии от Матфея. Смерть и воскресение Христа превращают крест, на котором казнили самых опасных преступников, из символа позора в символ самопожертвования. Так и главный герой клипа, униженный и оплеванный, вдруг оказывается единственной личностью среди беснующейся толпы.

Возможно, клип College boy является лучшей на сегодняшний день работой Ксавье Долана. Здесь нет артхаусного эпатажа ради эпатажа, но есть тревога за современного человека, утрачивающего способность сострадания к Другому.