"Против света. Немецкое искусство ХХ века из коллекции Джорджа Эконому". Главный штаб Эрмитажа, 24 мая 2013 — 19 января 2014.

3_felixmueller

Выставка «Против света» невелика, экспозиция занимает в Главном штабе всего три зала. Собрание греческого судовладельца Джорджа Эконому - молодая коллекция по меркам западного арт-мира, но искусство немецких экспрессионистов, составляющее ее смысловой центр, показывается у нас очень редко. Серьезной коллекции картин этих художников в Эрмитаже нет (о чем не раз сожалел в интервью Михаил Пиотровский), и те разы, когда их привозили, можно пересчитать по пальцам: живопись Отто Дикса здесь видели в 1987 году на выставке «Мир и война глазами художников», Эрнста Людвига Кирхнера — в 2002 на «В центре — человек».

Собрать представительную коллекцию немецких экспрессионистов сейчас очень трудно (если не невозможно): лучшие работы давно осели в музейных собраниях или частных коллекциях и нечасто оказываются на аукционах. Зачисленный нацистами в «дегенеративное искусство», экспрессионизм вместе с его авторами разделил в ХХ веке нелегкую судьбу беженцев и его перемещение продолжается до сих пор: в результате реституции по искам наследников репрессированных в войну, картины иногда возникают на художественном рынке.

Джордж Эконому стал приобретать искусство в 1990-е годы, и сейчас его коллекция насчитывает более двух с половиной тысяч вещей, с XV по XX век. Он пока что не готов составить конкуренцию именитым землякам-коллекционерам, как Онассис или Костаки, но его можно признать успешным во всех отношениях, особенно на фоне кризиса в экономически-отсталых странах четверки PIGS. Пишут, что средняя частота, с какой пополняется его коллекция - одна работа в два дня. Совсем недавно, в конце 2012 года Джордж Эконому сделал открытым для публики свое собрание в Афинах, там проводятся тематические выставки.

Активно покупая графику немецких экспрессионистов - работы второго ряда, - он, по его собственному признанию, руководствуется бизнес-правилом «то же качество за меньшие деньги». Но все же он не относится к типу коллекционеров-инвесторов — Эконому признается, что покупает только то, что нравится. Основная часть его коллекции экспрессионистов сейчас находится в Государственном графическом собрании в Мюнхене, - цикл Отто Дикса «Война» из более чем пятиста графических листов по германским законам еще 10 лет не сможет покинуть страну как национальное достояние.

На выставке в Эрмитаже легко заметить, что работы современных художников — в большинстве после 2006 года. Тематические, сюжетные и композиционные параллели, проведенные между классиками экспрессионизма и рисунками Георга Базелитца во втором зале кажутся элементарными. Как можно судить, этот привычный экспозиционный ход коллекционер делает не в первый раз, все равно вызывая зрительские подозрения: не созданы ли сверхпродуктивным Базелитцем рисунки специально для коллекции?

img_7021

Больших живописных работ на выставке всего три. «Орел в кровати» Георга Базелитца (1982), «Темпельхоф» Ансельма Кифера (2011), «Лесной поселок» Нео Рауха (2004) принадлежат к классике современного искусства, а их авторы - топ-имена немецкой живописи. Каждый из художников обозначает шаг художественной моды, но все они погружены в парадигму «немецкого». Самая большая работа на выставке - «Темпельхоф» Ансельма Кифера - очень эффектна, однако написана она в 2011 году: к этому времени не утративший ни мощи, ни умения мастер поставил талант на рельсы производства предсказуемых образов. На зрителя эта работа воздействует не только своим размером,но и декоративностью, - ведь в России до сих пор не видели настоящей выставки Кифера.

Скепсис со стороны арт-сообщества, лакуны в коллекции, общая неровность работ даже при больших финансовых возможностях, — такова, по-видимому, участь всех новых коллекционеров, появляющихся после финансового бума. Однако имя Джорджа Эконому вошло в обзор Art & Auctions 2012 года в разделе Power collectors, и эрмитажная выставка послужит серьезным вкладом в символическую капитализацию коллекции. А Эрмитажу после этой выставки надо постараться устроить ретроспективу Базелитца или Кифера.