«Полный беспредел» (アウトレイジ ビヨンド). Автор сценария и режиссер Такеси Китано. В ролях: Такеси Китано, Рё Касэ, Томокадзу Миура, Фумиё Кохината, Хидэо Накано. Япония, 2012.

fd20120826pba

Чудом уцелевший после кровавой бойни Отомо выходит из тюрьмы на свободу. За время его отсутствия цинизм бандитской иерархии достиг своего апогея. Молодые якудза без зазрения совести предают старших, все в друг друга стреляют и плетут интриги. Решивший было отойти от дел Отомо вынужден вмешаться и навести порядок.

Нужно сказать, что в связи с этим фильмом возникает эффект обманутого ожидания. Выбирая для просмотра картину с названием «Полный беспредел», зритель рассчитывает если не на летящие во все стороны оторванные конечности, то хотя бы на несколько динамичных перестрелок и пару остроумных фраз перед финальным выстрелом. Собственно, подобное было и в «Беспределе» Китано, выпущенным в 2010 году. Но здесь дела обстоят иначе.

Оказывается, будни простых якудза довольно однообразны и вялотекущи. Посидеть на собрании клана, пообедать в кафе, кого-нибудь предать, кого-нибудь убить. День изо дня одно и то же, как по накатанной – им и самим иногда от этого скучно. Казалось бы, унылое существование можно разнообразить – например, выдумывая и тестируя изощренные способы расправы. Но героям «Полного беспредела» скучно даже убивать – ни азарта, ни творчества. Действие на время оживляют сцены с бейсбольной пушкой, которая методично расстреливает мячами жертву, и со вставленными в глазницы палочками для еды. Однако эти эпизоды быстро сменяются привычными длинными разговорами людей в одинаковых костюмах. Из безликой массы выделяется разве что герой самого Такеси Китано – центральная фигура, темная лошадка, этакий «свой среди чужих». Он снисходительно взирает на пытающихся переманить его на свою сторону подстрекателей и бросает несколько эффектных реплик. Но его харизма не может вытягивать весь фильм, и в целом повествование выглядит монотонным и схематичным.

За время существования кинематографа подобные истории были рассказаны тысячу раз, в том числе самим Такеси Китано, и в свое время «Полный беспредел» имел бы успех. Однако получается, что сегодняшнему, избалованному блокбастерами и Тарантино зрителю нужно нечто большее, чем простая и местами наивная история про разборки якудза. Но это, кажется, проблема уже не Китано.