Pet Shop Boys долго оставались «ребятами из телевизора» и рискнули замахнуться на большие живые выступления только на восьмом году карьеры. К этому моменту на их счету было уже три номерных альбома, добрый десяток хитов и даже фильм. Зато, взяв с места в карьер, они впоследствии с лихвой наверстали упущенное. В историю поп-дизайна Нейл Теннант и Крис Лоу вписали не меньше славных страниц, чем, собственно, в историю поп-музыки. И если уж концерт - то зрителя до отвала кормили не только песнями, но и разнообразными визуальными прелестями, тем более, что к выбору дизайнеров и режиссеров группа всегда относилась щепетильно. 3 июня Pet Shop Boys появятся с новым многообещающим шоу Electric в БКЗ «Октябрьский». В качестве разогрева предлагаем просмотр самых интересных концертов почтенного поп-дуэта.

2013_05_31_pet-shop-boys

Performance Tour (1991)

Краткий проезд Pet Shop Boys по Китаю, Японии и Англии в 1989-м с их первым MCMLXXXIX Tour можно было считать прикидкой сил. И уже здесь стало ясно, что на простые решения они не согласны. Тогда вдобавок к видеопроекциям, танцорам и попытке оживить свой электро-поп сессионными музыкантами, Нейл Теннант почти перещеголял Фредди Меркюри. На сцену был перенесен образ из клипа It’s A Sin, в котором солист Pet Shop Boys - при тиаре и мантии, но с трезубцем - изобразил не то порочного Папу Римского, не то сладкого Сатану. Окончательно сценография сформировалась к последовавшему в 1990-м туру Performance. Pet Shop Boys к ней отнеслись с куда большим вниманием, чем коллеги по цеху и предъявили целый спектакль по мотивам собственных песен. Performance занимались сразу три режиссера — Дерек Джармен, Дэвид Алден и Дэвид Филдинг. Если первый - обеспечивший шоу видеопроекции - уже был известен любителям кино и музыки, то последние два получили известность работой в театре, и, в первую очередь, с оперными постановками. Действо получилось чем-то средним между концертом и мюзиклом, в нем хватало и нескрываемого сексуального подтекста, и совершенно безбашенной иронии. Раскручивая свой спектакль, Pet Shop Boys явно не хотели выглядеть слишком уж высоколобой парочкой и вбрасывали в происходящее изрядную долю юмора. При том, что шоу Performance считается классикой своего рода, кого-то может смутить костюмированная толпа на сцене и роль Криса Лоу - не столько играющего музыку, сколько украшающего присутствием весь этот паноптикум.

What Have I Done To Deserve This

Discovery Tour (1994)

В названии тура Pet Shop Boys красиво сложили названия собственных альбомов — Disco и Very. Концерты и в самом деле были открытием новых территорий - первая гастроль дуэта по Южной Америке и Австралии. Разогнав танцевальную волну в альбоме Very, Pet Shop Boys решили не заморачивать публику и выкатили поп-карнавал и праздник поп. Для Pet Shop Boys, принявших к этому времени блесткий и эксцентричный имидж, Discovery надолго стал их самой отвязной демонстрацией моды. Даже не понятно, что здесь веселее рассматривать - Теннанта в необмерном балахоне, поющего под комедийную видеопроекцию Absolutely Fabulous, или оголенку на все вкусы почти в каждом номере. Апофеозом мельтешения ляжек и мускулов здесь стала So Hard: танцоры-мальчики в ней и вовсе раздеты до формы ноль, не считая простынок, для проформы прикладываемых к стратегическим местам.

Go West

Nightlife Tour (2000)

Хай-тек и футуризм, взятый на вооружение Pet Shop Boys в имиджах альбома Nightlife, отозвался аскетичным и даже жестким дизайном сцены. Разработан он был Захой Хадид, одним из главных лиц в современной архитектуре и в 2008-м вошедшей в сотню самых влиятельных женщин по версии Forbes. Хадид выставила на сцену разве что не геометрию в чистом виде. Теннант и Лоу выступают на фоне крупноформатной конструкции, напоминающей не то деталь космического корабля, не то элемент строения XXIII века. Кроме архитектуры, ставка была сделана и на видеопроекции, где хватает и обычных клипов и подобия глюков тронувшегося геймера. В видео Montage, сделанном по следам концертов, даже есть опция, где их можно запустить отдельно и обеспечить себе двухчасовой трип под музыку. Немного человечности всем этим технологиям придают бэк-вокалисты, выглядящие на фоне «гостей из будущего» даже слишком приземленно.

New York City Boy

Fundamental Tour (2006)

Согласно названию альбома, Pet Shop Boys предстают как фундаментальная ценность. По сравнению со всеми предыдущими концертами выглядят они даже несколько консервативно: Теннант, взявший на вооружение имидж поп-папика - при смокинге и цилиндре, но в модных штанах, приятно контрастирует с вечным ди-джеем Лоу. Декорации также просты и элегантны. Два яруса подсвеченных неоном полупрозрачных контейнеров группе обеспечила дизайнер Эз Девлин, с тех пор ставшая постоянным партнером Pet Shop Boys по оформлению концертов. Идея выглядела простой как две копейки, но могла решаться по разному - параллелепипед-лайтбокс разделялся на секции, в него можно было посадить участников группы или танцовщиков и пустить на поверхность видео. Впрочем, без иронии и отдельных вольностей не обошлось. Количеству блестяшек, медалек и золотишка на наряде Теннанта в Sodom and Gomorrah Show может позавидовать любой африканский генерал.

Minimal

Pandemonium Tour (2009)

Кажется, Pet Shop Boys поторопились с названием концертного видео с предыдущего тура — Cubism. Если где «кубизм» и возник, то именно в декорациях, сопровождавших выступления по мотивам альбома “Yes”. Эз Девлин довела старую идею до абсолюта и возвела в куб все, что только можно было. Разноцветные квадратики с обложки диска обрели объем и стали постоянно менять формы. При желании, можно было разглядеть и некоторую преемственность - концерт начинался с подобия старых декораций, за разрушением которых позади группы вставала уже целая стена. Сборные фигуры, «пиксельные» изображения, летающие кубы и даже кубические головные уборы - с этого концерта зрители должны были уходить буквально с квадратными глазами. Оформление сцены стало самым масштабным и технически навороченным у Pet Shop Boys - если это и была игра в кубики, то очень по-взрослому. Даже Крис Лоу вместо обычной стойки под синтезатор получил целый электрический прилавок, переливавшийся огнями на все лады. Кубический пафос, временами приобретал и комедийную окраску, то благодаря танцующим «живым небоскребам» на песне Why Don’t We Live Together, то из-за появления «рабочих сцены», больше похожих на санитаров в белых халатах и перестраивавших декорации прямо на ходу.

Did You See Me Coming?

Electric Tour (2013)

Клипами-тизерами нового альбома Electric Pet Shop Boys дали понять, что после прошлогоднего сдержанного Elysium снова пришло время танцев. Намеки на альбом Very - конусы, костюмы и оглушающий зрение компьютерный дизайн - кажется, тоже не случайны. Pet Shop Boys и Эз Девлин делают незамутненный концепциями поп-концерт, и, по идее, эти шоу ближе именно к Discovery. Свет и видео-арт вроде бы не столько дополняют, сколько просто визуально украшают песни, а Нейл Теннант обновил гардероб, и снова самым радикальным образом. Зато такого количества стробоскопов, лазеров и световых голов на выступлениях Pet Shop Boys мы, кажется, раньше не видели. Что увидят Петербург и Москва, где группа открывает европейскую часть тура, предсказать тяжело. Шоу определенно заточено под крупные залы аренных масштабов, и уместятся ли все эти электрокрасоты в том же БКЗ - сидячем, к тому же, зале - очень большой вопрос. Судя по первым видео с концертов уже прошедшей южноамериканской части тура, зрителей ждет тотальная дискотека. На электричестве здесь точно не экономят.

Axis/One More Chance/Face Like That