Современная городская культура стран Африки до недавних пор была почти неизвестна западной публике. В течение долгого времени среди антропологов и культурологов ее изучению не уделялось достаточного внимания: так уже повелось, что объектом научного интереса чаще выступали «экзотика» и «традиция», чем актуальные культурные реалии «третьего мира».

2013_05_31_Orchestre Poly Rythmo de Cotonou Orchestre Poly Rythmo de Cotonou

Представление рядового слушателя об африканской музыке чаще всего сводится к ритуальным барабанам и танцам с масками, которые являются не более чем приманкой для туристов. На самом деле африканцы давно взяли в руки электрогитары, на которых исполняют в высшей степени аутентичную и оригинальную музыку. И начиная со второй половины 1960-х в Африке появилось много интересных исполнителей и коллективов.

Сегодня к полузабытым африканским записям наблюдается повышенный интерес — в нынешнюю эпоху они звучат удивительно современно. Альбомы, когда-то выходившие на кассетах мизерным тиражом, переиздаются на компакт-дисках. Появляются лейблы, специализирующиеся на африканской музыке второй половины ХХ века — например, Analog Africa или Awesome Tapes from Africa, основатель которого Брайан Шимковиц в 2011 году приезжал в Петербург на фестиваль «Этномеханика». ART1 рассказывает о трех африканских артистах, чьи записи в последние годы обрели новую жизнь.

Moussa Doumbia

Муса Думбия — малийский певец и саксофонист, живший в столице Кот-д'Ивуара Абиджане. В 1977 году при поддержке французских продюсеров он выпустил свой первый и единственный альбом. В 1980-х Муса Думбия некоторое время жил в Париже, но особой популярностью у французской публики его творчество не пользовалось. Наверное, его имя так и осталось бы неизвестным, если бы в 2007 году американский лейбл не выпустил компиляцию World Psychedelic 3 — the funky fuzzy sounds of West Africa, куда вошла композиция Keleya. Одноименный альбом был скоро переиздан на CD. Пишущие о Мусе Думбия критики отмечают влияние на его творчество афроамериканского фанка и традиционной малийской музыки. Хотя более интересной кажется другая параллель — с ранним творчеством Can, в частности, с альбомом Monster Movie и стилизациями «под этнику», изданными в 1976 году на сборнике Unlimited Edition.

Orchestre Poly Rythmo de Cotonou

В 1960-х годах в Бенине и Того существовало огромное количество музыкантов, игравших специфическую разновидность афробита, отличительной чертой которой было довольно резкое и грязное звучание. Многие из этих групп даже не успели записать ни одного полноценного альбома. Западные слушатели смогли познакомиться с ними лишь в 2008 году, когда лейбл Analog Africa выпустил компиляцию Africa Scream Contest: Raw and Psychedelic Afro Sounds from Benin and Togo, куда вошла песня Orchestre Poly Rythmo de Cotonou. Позднее этим же лейблом были переизданы и другие записи группы.

Dur Dur Band

Диск этой сомалийской группы, блиставшей в клубах Могадишо в 1980-х годах, был выпущен лейблом Awesome Tapes from Africa совсем недавно и получил восторженные рецензии в прессе. В своем творчестве они причудливо сочетали джаз, афробит и фанк с традиционным сомалийским жанром караами. Свой единственный альбом Dur Dur Band записали в 1987 году. Творчество группы пользовалось популярностью не только на родине, но и соседней Эфиопии. В начале 1990-х годов власть в Сомали захватили радикальные исламисты и на музыкантов страны обрушилась волна гонений и репрессий. Группа распалась, а ее участники были вынуждены эмигрировать.