Вашему вниманию предлагается серия уникальных пригласительных билетов, объединенных одним именем: Александр Сергеевич Пушкин. 6 июня отмечается 214-я годовщина со дня его рождения.

1 Художник Н.А. Павлов

Это раритетные художественно-графические документы, свидетельствующие о событиях, носивших весьма камерный характер и посвященных памяти поэта. Время их проведения — 1936—37 годы. Место — Отделение графики Государственного Русского музея и Кабинет графики Всероссийской Академии художеств. В тот период обеими графическими структурами руководил один человек — Петр Евгеньевич Корнилов (1896—1981). Его роль в истории, подчеркиваю, именно в истории, а не только истории искусств, еще предстоит оценить. Несмотря на внешнюю сдержанность и ровность характера, он обладал фантастической работоспособностью не только кабинетного ученого и музейного работника. Корнилов был активнейшим организатором и участником художественных процессов, педагогом, систематизатором, редактором, пропагандистом на переломных, значимых этапах становления и развития советского государства.

2

Он начал работать в Русском музее 26 августа 1932 года в качестве заведующего секцией полиграфии. Странное название. Об этом знают только специалисты, но и сам отдел графики в 1930 году получил название Кабинет полиграфического производства, включавший в себя две секции — рисунка и полиграфии. За плечами Корнилова был опыт работы в Казанском центральном музее и Музейном отделе Татарского Народного Комиссариата Просвещения (1921—1930), а также организация музейного дела в Бухаре (1930—1932). Но в чем его компетентность была, без преувеличений, быть может, самой высокой в стране — это в организации графических и историко-научных экспозиций. Совместно с П.М. Дульским они провели их в Казани более тридцати. Причем отвечавший за контакты именно с ленинградскими художниками, Корнилов организовал выставки таких мастеров как П.А. Шиллинговский, Г.С. Верейский, Д.Н. Митрохин, Е.С. Кругликова, В.Д. Замирайло и А.П. Остроумова-Лебедева, которые стали его близкими друзьями. Возможно, что авторитетное мнение именно этих художников сыграло решающую роль в приглашении П.Е. Корнилова на работу в Русский музей.

5 К.И. Рудаков

Началась упорная работа по учету и каталогизации графических коллекций. А в январе 1934 года произошло объединение двух секций — рисунка и полиграфии — в единый отдел, руководить которым было поручено Корнилову. Одновременно с систематизацией материалов, опираясь на накопленный казанский опыт, Петр Евгеньевич старается активизировать выставочную деятельность отдела. За короткий период были организованы персональные экспозиции Ю. Великанова, И. Нивинского, Д. Митрохина, Е. Кругликовой, Н. Герадова и Н. Алексеева, а также ряд крупных тематических выставок.

В том же 1934 году Корнилову предлагается возглавить еще одну научно-творческую графическую структуру, получившую название «Кабинет графики». Она была создана при новом Научно-исследовательском институте Российской Академии художеств, директором которой (именно директором, а не президентом) был назначен И.И. Бродский.

6 Художник Н.В. Ильин

Чем «Кабинет графики» должен был заниматься — никто не знал. Задач «сверху» не спускалось. Они на ходу формулировались и решались инициативной группой художников и искусствоведов, сплотившихся вокруг Корнилова. Среди них необходимо в первую очередь назвать К. Рудакова, П. Львова, Семена и Николая Павловых (родственниками они не были), М. Доброклонского и Е.Лисенкова. Приоритетом были, конечно, камерные выставки, сопровождаемые обсуждением и докладами. Далее — исследовательская работа с различными графическими техниками и в результате — малотиражные издания: альбомы эстампов, рукотворные сброшюрованные книги и так далее. Заседания проводились регулярно и почти каждое сопровождалось уникальным авторским приглашением и афишей, печатавшимися чаще всего литографским способом. Тираж обычно не превышал тридцати экземпляров.

Если это была персональная экспозиция здравствующего художника, то он сам делал себе и билет, и афишу. Если же намечалось мероприятие ретроспективного, мемориального характера, то чаще всего Корнилов обращался к Николаю Александровичу Павлову — опытному рисовальщику, свободно владеющему почти всеми графическими техниками. Он всегда откликался на просьбы Петра Евгеньевича и большинство приглашений на памятные вечера, проводившиеся Отделом графики Русского музея и Кабинетом графики Академии, нарисованы Павловым.

Сегодня благодаря этим уникальным свидетельствам мы прослеживаем вехи в художественно-графической жизни Ленинграда в 1930-е годы. Несомненно, что ее активизация связана в первую очередь с именем Петра Евгеньевича Корнилова и кругом его единомышленников и друзей.

Сначала в данной публикации мы планировали ограничиться воспроизведением только литографированных малотиражных приглашений, но просмотрев материал внимательнее, решили добавить к ним билеты более массового характера, отпечатанные в различных типографиях Москвы, Ленинграда и Казани. Над ним работали замечательные художники. Они тоже являются документальными свидетельствами эпохи. Один только лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», размещенный над изящнейшим силуэтом Пушкина работы Н. Ильина, чего стоит!