За три прошедших дня основного конкурса можно назвать только два фильма, по-настоящему задевших зрительский нерв. Все остальное, либо фестивальная конъюнктура, либо откровенно телевизионный формат, либо беспомощное с точки зрения режиссуры и драматургии зрелище.

Untitled_1.9 «Интимные места». Режиссеры Наталья Меркулова и Алексей Чупов.

В основном конкурсе «Кинотавра» двенадцать фильмов, то есть на два меньше, чем в прошлые годы. Официально устроители фестиваля объяснили это тем, что жюри и гости не могут смотреть больше двух фильмов в день. Однако, в кулуарах то и дело приходится слышать, что в этом году отбирать в конкурс картины было крайне трудно, их попросту не хватало. Причина не в лености отборщиков фестиваля, которые сделали все, что могли, для того, чтобы отобрать лучшее из российского кино за год. Причина в новых процессах в российском киноконтексте, который, благодаря новой политике Минкульта, все больше и больше ориентируется на патриотическое и коммерческое кино, считая, что авторский кинематограф игнорирует зрительский интерес. В итоге в России авторское кино стремительно скукоживается до небольшого числа фильмов в год, а на «Кинотавре» получается, что весь лучший коммерческий мейнстрим, сделанный за год, собирает массу народу на площади перед «Зимним театром» (именно здесь прошли или еще пройдут показы «Метро», «Духless», «Легенда №17», «Ку! Кин-дза-дза»), в то время как в зале основного фестивального конкурса приходится изнывать от скуки.

За три прошедших дня основного конкурса можно назвать только два фильма, по-настоящему задевших зрительский нерв. Все остальное, либо фестивальная конъюнктура, либо откровенно телевизионный формат, либо беспомощное с точки зрения режиссуры и драматургии зрелище. Не оправдали надежд ни участвовавшая в Каннском фестиваля Таисия Игуменцева  и ее «Отдать концы» (откровенно фальшивая картина с претензией повторить успех Кустурицы), ни отобранный в конкурс фестиваля в Карловых Варах «Стыд» Юсупа Разыкова (архаичная по киноязыку попытка посочувствовать участи жен погибших подводников). Ощущение такое, что бессмысленно тратишь время в зрительском зале.

Тем ценнее те немногие вспышки таланта, которые в кинотаврской программе явились благодаря фильмам «Труба» Виталия Манского и «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова.

Untitled_1.10.1 «Интимные места». Режиссеры Наталья Меркулова и Алексей Чупов.

«Труба» - документальный полнометражный фильм о газопроводе «Уренгой-Помары-Ужгород», который доставляет газ из Западной Сибири в Западную Украину, а затем в Словакию, Румынию и Германию. Виталий Манский вместе со съемочной группой провел более ста дней экспедиции, проехав вдоль всего газопровода и создав небольшие зарисовки в местах своих остановок. Получилась содержательная картина жизни людей, целиком зависящих от газовой индустрии, но в разных странах по-разному относящихся к природным ресурсам. По сути, идея фильма укладывается в сатирический стишок «Разговор России с Западом»:

Россия: «А у нас в России газ, а у вас?».

Запад: «А у нас газопровод, вот».

В российских эпизодах живущие вблизи газовых месторождений люди (кстати, по рассказам Манского в эти регионы нужны специальные визы) мечтают о малом: о свете на два часа, о работающей газовой колонке, и о том, чтобы вернуть Советский Союз, когда, по их мнению, все природные ресурсы принадлежали народу. Распоряжающемуся газовыми ресурсами «Газпрому», кажется, мало дела до нищеты тех деревушек, которые прилегают к его трубе, однако, они вполне готовы вкладывать деньги в золотые памятники газодобытчикам, и гордиться тем, что бюджет России на 50 процентов складывается из добычи природного газа. На Западе картина совсем другая.  Немецкие строители гордятся тем, что когда-то строили газопровод, и регулярно собираются на коллективные праздники. Однако, и обычные граждане, не имеющие никакого отношения к газовой отрасли, так же радуются коллективно в случае подходящих дат, не особо задумываясь о том, кто доставляет им газ для решения повседневных нужд.  Газ для них в порядке вещей.

Манскому не нужно было специально акцентировать контраст жизни людей в России и на Западе. Он возникает сам собой. Камера оператора Александры Ивановой показывает картину вырождения прилегающих к газовой трубе регионов, где все, что не состоит на службе у «Газпрома», обречено на нищенское существование. Название фильма «Труба» - это еще и своего рода жесткий диагноз российской жизни, которую запечатлевает камера. Режиссер не рассчитывает на успешный прокат своего фильма в российских кинотеатрах, но обещает отдавать его на все фестивали.

кадр (6) «Труба». Режиссер Виталий Манской

«Интимные места» - определенно лучший фильм конкурса. И к тому же дебютная работа. Фильм прослеживает сексуальную жизнь нескольких живущих в Москве героев, включая современного художника, снимающего, как он сам выражается, «пезды и хуи» (Юрий Колокольников), старую деву и защитницу морального облика российского гражданина, грезящую о голых мужчинах (Юлию Ауг), психоаналитика, пытающегося вернуть своим пациентам сексуальную силу (Тимур Бадалбейли), пиарщицу, тоскующую от отсутствия партнера и обретающую его в лице женщины (Олеся Судзиловская), и.д. Всех героев объединяет то, что они родились и живут в стране, где сексуальной революции не было, и сексуальный опыт каждого (несмотря на зрелый возраст), представляется довольно травматичным и сопряженным с необходимостью пробивать собственную скорлупу, обретать недостающее чувство свободы. Следить за этим немного неловко (и эта неловкость отчасти заложена некоторой стыдливостью авторов, которым самим не хватает радикальности и хулиганства, чтобы в какой-то момент довести ситуацию до абсурда), однако, у фильма не отнять тонкого юмора и искренности,  которые сегодня трудно найти в российском кино. К тому же, подобное размышление о свободе в сексуальной сфере оборачивается по-своему политическим высказыванием, напоминающим мысль Маркузе о непосредственной связи Эроса и Цивилизации.

Интересно, что во время показа фильма в сочинском «Зимнем театре» несколько раз гас свет, однако это делало его еще более концептуальным зрелищем – как будто бы зрители присутствовали на чем-то запретном. Зрители в зале аплодировали, стонали и просили рассказать, чем все закончилось. Так приходит успех.

 

Рекламный трейлер к фильму "Интимные места"