Алессандра Прандин, директор культурной программы в Новой Голландии, рассказала ART1, что будет на острове этим летом.

2013_06_06_Prandin

Митя Харшак: Ты говорила, что впервые посетила Новую Голландию в апреле, а до этого видела ее только на фото. Каково было первое впечатление от острова?

Алессандра Прандин: Довольно сильное. Я никогда не встречала места лучше, чем это. Да, нечто похожее можно найти в Берлине, Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, но совершенно точно — не в самом сердце города.

М.Х.: У тебя был опыт работы с подобными пространствами?

А.П.: Нет, и это главная причина, по которой я, увидев объявление о наборе в проект, решила в нем участвовать. Новая Голландия просто взорвала мой мозг! Это место — платформа для обмена идеями, с очень сложным, комплексным пространством, в рамках чужой для меня культуры, которая меня очень увлекает. Плюс возможность получше узнать местную арт-сцену. Все эти вещи и подтолкнули меня к участию в проекте.

М.Х.: Каков твой кураторский опыт?

А.П.: Я очень молодой куратор. В MOMA не работала и списка из 2000 реализованных выставок в моем резюме нет.

М.Х.: Ну возможно MOMA – это следующий шаг.

А.П.: Я думаю, что работа здесь — гораздо более стимулирующая, чем в большой структуре, где не так много возможностей для самовыражения и экспериментов. Я работала в Cartier Foundation for Contemporary Art в Париже. Делала выставки латиноамериканской фотографии. В конце июня в Марселе начнет работу проект City of culture 2013, к которому я тоже имею отношение. Кроме того, я преподаю.

М.Х.: Где?

А.П.: Я ассистент преподавателя. Работаю с профессором, который 40 лет был музейным куратором в Лувре. Сейчас он занимается только исследованиями и преподаванием. Мы фокусируемся, главным образом, на вопросах современного искусства. Университет находится в «итальянском уголке» Швейцарии, он очень оживленный.

М.Х.: Каковы твои планы относительно Новой Голландии?

А.П.: В трудовом договоре я значусь как директор культурной программы (director of the art program). Хотя также беру на себя функции координатора. Я пришла в команду полтора месяца назад, разработать новый подход или придумать полноценный проект за это время сложно. Но когда я изучала историю острова, то ясно увидела — у него есть очень специфическая индивидуальность, которая много раз менялась. Это был военный склад, затем артиллерийская лаборатория, затем первая радиостанция. Кроме того, это остров внутри острова. Вооружившись этими знаниями, я постараюсь привнести сюда еще больше индивидуальности с помощью людей, которые отвечают и за традицию, и за андерграунд по всему миру. Видите этот баннер с Ботаническим садом? Этот кадр сделал фотограф итальянского происхождения. Сад — хороший пример того, как много непохожих растений живут вместе. Давайте и мы попробуем собрать вместе разные человеческие индивидуальности и посмотрим, как это будет резонировать с глобальной арт-сценой. Хотя это довольно серьезный план. Я бы пока, наверное, остановилась на уровне России.

М.Х.: Есть ли у тебя уже имена на примете?

А.П.: Конечно. Ботанический сад – это метафора программы будущего лета. Кроме итальянского фотографа Никколо Моргана Гандольфи будет французский художник Себастьен Прешо, который делает весьма специфические инсталляции. В программе голландского фестиваля, который пройдет в начале июля, мы покажем художника Джузеппе Ликари. 2013-й объявлен годом партнерства России и Голландии. Поэтому мы придумали проект в рамках культурного обмена.

Еще я работаю над воркшопами и коллаборационными арт-проектами. Меня интересует искусство не как объект, но как опыт, как набор концепций и идей. Чтобы люди могли участвовать в них наравне с художником, создавая пусть не объект искусства, но совместное действие. Вот что меня интересует.

М.Х.: Ты планируешь остаться в Петербурге на все лето?

А.П.: Я бы хотела. На сегодняшний день мне приходится летать туда и обратно, у меня есть текущие проекты в Париже. Но я буду оставаться дольше, это помогает мне глубже погружаться в культуру, узнавать здешнюю реальность.

М.Х.: А события в сфере дизайна или архитектуры планируются?

А.П.: В ходе голландского фестиваля будет архитектурный проект, я курирую его совместно с Полом Мерсом. Это будет летняя школа, пятеро студентов-голландцев и пятеро русских, плюс преподаватели. Они будут обсуждать вопросы редевелопмента и реставрации, в том числе историю Новой Голландии и ее будущее. В финале проекта будет открытая лекция-презентация работ студентов и открытая дискуссия. Любой человек сможет выступить с комментарием и задать вопрос.

Дизайн... Звучит заманчиво! Я не специалист в графическом дизайне, но мне нравится идея создать здесь некий эпицентр идей. Чтобы люди могли послушать лекцию, сходить на выставку, расслабиться. Для меня это главная миссия арт-проекта.