«К чуду». Реж. Терренс Малик. 2013.

2013_06_10_Malik_1

Терренс Малик снял уже вторую ленту, никак не обогатившую его наследия. Уже по предыдущей картине «Древо жизни» было понятно — мастер вышел на пенсию и ждать от него новых свершений вряд ли стоит. Что не помешало фильму взять «Золотую пальмовую ветвь». «К чуду» идет тем же вялым курсом, только без визуального перфекционизма «Древа», то есть без динозавров. Зато он хорошо показывает, что такое кинематограф Малика в сухом остатке.

Фильмография Малика по своему последовательна. Первые два фильма, «Пустоши» и «Дни жатвы», сделали его великим американским режиссером. Два следующих, «Тонкая красная линия» и «Новый свет», были попросту хороши. Теперь вот настало время картин, которых лучше бы не снимать. Это как с «Утомленными солнцем». Правда, от Михалкова остались только усы, от Малика же осталось нечто большее.

Главное в «Чуде», как и в самом режиссере — это особое чувство пространства. Поэтому и история, рассказанная в фильме — это движение абстрактных фигур в различных ландшафтах. Первая локация — Париж. Он (Бен Аффлек) и она (Ольга Куриленко) любят друг друга. Мы видим их счастливыми — герои гуляют, танцуют и вообще всячески резвятся. При этом практически не разговаривают — Малик снимает Париж, Мон-Сен-Мишель. Вторая локация — Оклахома. Герои вроде и любят друг друга, но как-то сомневаются. При этом в диалог тоже практически не вступают — Малик снимает шоссе, поля, просторы.

2013_06_10_Malik_2

Америка у режиссера выходит лучше, чем Франция. Кажется, на свою страну он смотрит глазами первопроходцев и видит бескрайнюю, не названную пустоту. И в этом переживании есть нечто библейское. Малик открывает Америку не как Голливуд или конвейер Форда, а как землю обетованную. Пространство не изменилось, миф не теряет силы, Америка все та же, что и в XIX веке. Именно об этом говорят бесконечные пригороды, автомобили, магазины на дороге. А жизнь героев свершается между Небом и Землей. Поэтому в этой истории найдется место и священнику (Хавьер Бардем), который, впрочем, тоже ничем не может помочь, ведь и его гложет сомнение.

В ближайшие годы Теренс Малик надумал выпустить аж три новых картины. Может случиться, хотя бы в одной из них режиссер придет к форме, к которой он все ближе. Он снимет фильм, где не будет людей, а будут одни лишь бесконечные американские пустоши.