«Географ глобус пропил» Александра Велединского получил на 24-м "Кинотавре" приз за лучший фильм, приз от кинопрокатчиков, а также принес приз за лучшую мужскую роль Константину Хабенскому и лучшую музыку Алексею Зубареву.

034 (Копировать) «Географ глобус пропил», режиссер Александр Велединский

Несмотря на прохладную погоду, вторая половина фестивальной программы 24-го «Кинотавра» все-таки скрасила пребывание в Сочи. Один фильм из основного конкурса оказался просто отличным – «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Плюс еще один – «Жены луговых Мари» Алексея Федорченко – показался очень любопытным своей этнографической визуальной поэзией из жизни марийцев (недаром он получил приз за операторскую работу (Шандор Беркеши), и лучший сценарий (Денис Осокин). «Географ глобус пропил» прошел просто триумфально. После конкурсного показа фестивальная публика еще долго стояла на лестнице «Зимнего театра» и обсуждала, что это гарантированное Гран-при. Так и вышло! Именно «Географ глобус пропил» получил приз за лучший фильм, равно как и приз от кинопрокатчиков, а также принес приз за лучшую мужскую роль Константину Хабенскому и лучшую музыку Алексею Зубареву.

«Географ глобус пропил» поставлен по одноименному роману Алексея Иванова. Когда Велединский работает с сильной литературной основой, он очень изобретателен. Так уже было когда-то с фильмом «Русское», основанном на ранней прозе Эдуарда Лимонова. Правда, режиссер, он же автор сценария, многое изменил в первоисточнике: сделал географа старше лет на десять-пятнадцать, изменил интонацию финала на более обнадеживающую, убрал детскую линию главного героя, и еще много чего подправил, однако, сделал это исходя из задачи создать фильм о мироощущении представителя своего поколения, которое Велединский, явно, чувствует лучше, чем более младшего.

056 (Копировать) «Географ глобус пропил», режиссер Александр Велединский

С одной стороны, «Географ глобус пропил» - школьный фильм, вызывающий в памяти советскую киноклассику Динары Асановой. С другой стороны, интеллигентская картина о «лишнем человеке», отсылающая к «Полетам во сне и наяву» Романа Балаяна и вампиловской «Утиной охоте». С третьей, прекрасная зрительская комедия – в чем-то даже лирическая, сделанная с массой культурных реминисценций. Собственно, ради всего этого Велединский и пошел на изменение возраста героя фильма. Он точно хотел убедить, что огромные изменения в российском обществе, произошедшие за последние несколько десятилетий, не смогли уничтожить этот особый социальный тип «белой вороны», наследующий характерам и Олега Янковского, и Олега Даля.

Что же делает этот тип таким стойким и живучим? Его настойчивое стремление сохранить свой собственный мир, свои привычки и образ мыслей. Ради этого своеобразного «самосохранения» герой Константина Хабенского готов от многого отказаться, включая карьеру и любовь. Он упорно и ежедневно себя «проспиртовывает», не желая участвовать в корыстной борьбе за место под солнцем (подобно тому, что делает его близкий друг), и довольствуется местом учителя географии в школе, множа уничижительные реплики жены. На взгляд иностранцев, присутствовавших на «Кинотавре», подобный герой кажется инфантильным, однако для наших зрителей он выглядит скорее упертым лузером, которого сам Велединский назвал «божьим человеком». В его «великом отказе» от благ консумеристской цивилизации есть проявление своего рода сопротивленчества, которому он ненавязчиво учит своих неподдающихся учеников.

Взаимоотношения учителя географии и учеников 10 класса города Перми сняты с огромным юмором и очень изобретательно. Велединский работает с подростками не хуже Валерии Гай-Германики, причем, делает это еще и в экстремальных обстоятельствах (большая часть истории приходится на поход школьников и учителя в горы, в ходе которого всем случается переправляться по реке и идти опасными тропами). В фильме играют реальные пермские школьники, тщательно отобранные съемочной группой и своими лицами являющие примеры различных социальных типов. Немногочисленные противники фильма ругали Велединского за то, что своим изменением возраста героя, он лишил правды линию взаимоотношений географа и влюбленной в него ученицы, но мне кажется, что эта линия отлично прозвучала, лишний раз оттенив одну из важнейших черт характера персонажа Хабенского: его нравственную строгость, которая, несмотря на внешнюю расхлябанность и пофигизм, не позволила ему окончательно сократить дистанцию со школьницей.

«Географ» фигурировал на обсуждении на приз Гильдии киноведов и кинокритиков, однако уступил «Трубе» Виталия Манского. Серьезные критики посчитали, что давать свой приз слишком зрительскому фильму, – все равно, что слиться в экстазе с толпой. Никак не хотят кинокритики быть обычными зрителями. Хотят быть умной элитой, награждающей сложное, проблемное кино. В результате Виталий Манский также стал одним из триумфаторов церемонии закрытия: он также получил приз за лучшую режиссуру.

В заключении добавлю, что моя личная тройка лучших фильмов была полностью награждена: кроме «Трубы» и «Географа» приз за лучший дебют получил мой фаворит «Интимные места», а исполнительница одной из женских ролей этого фильма Юлия Ауг была признана лучшей актрисой. Это решение было и художественным и политическим. Учитывая все законодательные инициативы Государственной Думы, направленные на консервативное сексуальное воспитание своего народа, «Интимные места», размышляющие о том, как свобода в сексе заставляет человека вылезать из своей скорлупы и становиться чуть более свободным, выглядит актуальным и политически точным высказыванием.

 

Рекламный трейлер к фильму «Географ глобус пропил», режиссер Александр Велединский

Рекламный трейлер к фильму «Труба», режиссер Виталий Манский