Культура стран Карибского бассейна возникла из смешения и переплетения самых разных традиций: индейской, африканской, европейской. Антильские острова были открыты Колумбом, затем они принадлежали испанцам, французам, англичанам, голландцам. На острова привозили рабов из Африки, а после отмены рабства — сезонных рабочих из Китая и Индии. Языки, национальные кухни, музыкальные культуры тесно переплетались друг с другом.

2013_06_11_Boukman Вокалист гаитянской группы Boukman Eksperyans Теодор "Лоло" Бобрун

Карибская культура в течение долгого времени была почти не известна европейцам. Но начиная с 1960—70-х годов ситуация изменилась: обретение колониями независимости, кубинская революция, мировой триумф ямайских исполнителей регги и рост числа иммигрантов с Антильских островов в Великобритании и Франции способствовали росту интереса к культуре далекого региона. Не последнюю роль в формировании интереса к культуре стран Карибского бассейна на Западе стал и мировой успех писателей из мелких островных государств — здесь в первую очередь следует назвать имя тринидадского прозаика индийского происхождения Видии С. Найпола, получившего в 2001 году Нобелевскую премию.

Из всех направлений современной карибской музыки самым известным, конечно же, является ямайский регги. Музыкальная культура Гваделупы, Мартиники, Гаити и других островов гораздо менее известна. Между тем, там существует много интересной и самобытной музыки.

Гаити

Гаити — первое государство в Новом свете, в котором было ликвидировано рабство (1804). Основную часть населения страны составляют чернокожие потомки бывших рабов. Они говорят на креольском языке, возникшем в результате упрощения французского и смешения его с африканскими элементами. Многие гаитяне являются приверженцами синкретического афрохристианского культа вуду, обряды которого сопровождаются ритмичной игрой на ударных инструментах. Именно эти традиционные ритмы лежат в основе современной гаитянской музыки.

Одним из самых популярных музыкальных направлений на Гаити является мизик расин (креольск. mizik rasin — корневая музыка). Оно зародилось в 1986—87 году после свержения диктатуры семьи Дювалье. Мизик расин представляет собой смешение традиционных вуду-ритмов с элементами рок-н-ролла, панка, американской поп-музыки. В текстах песен часто поднимаются острейшие социально-политические темы. С элементами мизик расин экспериментировали Dead Can Dance – переслушайте Song of the Stars с альбома The Spiritchaser.

Boukman Eksperyans - Jou nou revolte

Гваделупа

Остров Гваделупа имеет статус заморского департамента Франции. Населен он в основном потомками от смешанных браков европейцев с выходцами из Африки. Кроме того, на Гваделупе живут еще и выходцы из Индии и Китая. В результате переплетения различных традиций на острове родилась оригинальная культура. Одним из важных ее элементов является карнавал — уличное шествие, сопровождаемое музыкой и танцами. На гваделупском карнавале звучит в музыка в стиле гуо-ка (креольск. Gwo ka — большой барабан). Истоки гуо-ка восходят ко временам, когда рабы из Африки, оторванные от родной земли, пытались сохранить традиционное искусство игры на барабанах. Позднее африканские ритмы смешались с элементами европейской музыкальной культуры.

В последние годы в гуо-ка все отчетливее становятся социально-сатирические мотивы: для гваделупского карнавала характерна эстетика насмешки над всем подряд — в том числе и над действующими властями. Музыка гуо-ка звучала в 2009 году во время протестных акций в рамках всеобщей забастовки, охватившей не только Гваделупу, но и соседнюю Мартинику.

Группа Akiyo на карнавале в городе Пуэнт-а-Питр, 2010 год

Мартиника

Остров Мартиника тоже имеет статус заморского департамента Франции. Мартиника — родина музыкального жанра зук (креольск. Zouk), очень популярного не только на Антильских островах, но и во Франции. Самой известной и популярной зук-группой является Kassav, сочетающая традиционные карибские ритмы с американским фанком и европейским диско.

Kassav - Swe bva

 Огромное популярностью на Мартинике пользуется жанр беле (креольск. Bèlè), в котором сочетаются музыка, танец и словесная импровизация (чем-то близкая к ямайской dub poetry и хип-хопу). Если раньше выступления артистов беле проходили исключительно под аккомпанемент барабанов, то сегодня к традиционным ударным инструментам добавились гитары и синтезаторы. В текстах современных исполнителей беле часто затрагивается социально-политическая проблематика, трактуемая в остросатирическом ключе.

Xtreamjam - Pays mwen