Яркие и артистичные плакаты Дмитрия Маконнена отличает легкость и чувство юмора. Встреча с дизайнером открыла совместный проект ART1 и Новой Голландии Poster Stars.

2013_06_11_Makonnen & Kharshak Дмитрий Маконнен и Митя Харшак

Митя Харшак. На лекции ты в основном показывал некоммерческие работы. Получается продавать плакат?

Дмитрий Маконнен. Все, что я сделал для клубов или музыкальных групп – оплачено. Я вынуждаю их заплатить мне хоть что-то. Тираж у этих плакатов мелкий, часто даже плоттерный, 10—15 штук. Но все мои плакаты работают: по городу висят, по ним люди узнают о событиях.

М.Х. Ты больше работаешь для таллинских или московских заказчиков?

Д.М. У меня много таллинских заказов, которые я выполняю в Москве, но чаще работаю с москвичами. Недавно я отправлял работы на отчетную выставку Союза графдизайнеров: за последний год у меня было всего два плаката на эстонском языке, все остальные на русском. Даже странно становится.

М.Х. Ты больше времени проводишь в Москве?

Д.М. Да, но я не уверен, хочу ли там осесть. Мне хочется переехать, перевезти детей, но это будет долгая история. Я почему-то боюсь остаться в Москве. Если ты любишь работать, то специфики города не замечаешь, ты весь в работе. Но где-то на третий год работы в Москве я стал более лояльно ко всему относиться. Самое неприятное для меня — это дорога от работы до дома. Я быстро-быстро ее пробегаю.

М.Х. Сегодня тебя слушала многочисленная и благодарная аудитория. Ты практикуешь преподавательскую и лекционную деятельность?

Д.М. Я читаю на журфаке МГУ лекции про информационную графику. Выступаю довольно часто и каждый раз у меня получается все лучше и дольше. Помню, мой первый лекционный опыт был в Нижнем Новгороде. Я подготовил аж двести слайдов, а показал их за полчаса.

2013_06_11_Mkonnen_2

М.Х. У тебя ведь все плакаты без использования фотоизображений? Почему так?

Д.М. Нарисовать от руки намного быстрее, чем найти фотографию в нужном ракурсе. Я очень хочу начать делать фотопостановочный плакат. В Эстонии есть мощная традиция такого плаката — тот же Ярмут. Почти 90% его работ — фотопостановка. Где-то в 1980—90-е в Эстонии случился бум фотопостановочных плакатов. Я сейчас собираю их, сканирую в Союзе графических дизайнеров, чтобы можно было потом воспроизвести. По истории эстонского плаката мы много работ проводим.

М.Х. Ты выступаешь популяризатором эстонского плаката. Это жест социальной ответственности?

Д.М. Отчасти и так. Но в Эстонии лет пять назад плакатная жизнь начала развиваться очень стремительно. Маленькие выставки с каждым годом становились все больше и интереснее. Появилась такая активность, которую уже сложно было не замечать. Появилось много новых талантливых плакатистов, которые стали ездить по всему миру.

М.Х. Это значит, что плакат возрождается?

Д.М. У плаката есть несколько форм реализации. Для студентов он хорош тем, что в нем есть почти все стилистические ходы, которые можно воплотить за раз: работа с конструкцией, пятном, светом. Он собирает очень много направлений в одном. Научившись хорошо делать плакат, ты имеешь больше шансов компоновать и хорошо выстраивать и другие работы. В Эстонии появились учителя, которые пропагандируют это. В Тартуской школе дизайна очень хорошая подготовка, к примеру.

М.Х. Что повлияло в большей степени на твое становление как плакатиста?

Д.М. Ostengruppe. И разговоры за чашкой кофе с Гуроном, особенно по ночам, когда мы сдавали работы. Я между рабочих тем и свои проблемы тоже поднимал.

2013_06_11_Makonnen_3

М.Х. Чем ты занимался в редакциях [kAk) и «Креативного директора»? Делал ли ты что-нибудь для «Дизайн депо»?

Д.М. Я хотел перейти в «Дизайн депо», но меня не отпустили несколько раз: слишком хорошо работал в [kAk). Я делал всю светокоррекцию и верстку. С макетами и стилем приходил работать Миша Лоськов. У них не пересчитывались даже фотографии до некоторого времени, а из-за этого иногда мог прыгнуть цвет или, наоборот, попасться картинка ниже качеством, и они не делали с ней ничего, просто пускали в печать. Я все пересчитывал, в фотошопе дорабатывал. И есть несколько номеров, которые по качеству картинок вышли хорошо. Я много во всех стилях поработал. Сейчас я фрилансер. Часто работаю с агентством Bang Bang!, с Музеем дизайна, где числюсь штатным дизайнером, и много проектов делаю для него. Работаю у себя в студии, придумывая сумасшедшие вещи. Последнее время иллюстрации очень помогают мне: ими я обеспечиваю себе какую-то жизнь, а остальное время трачу на инфографику, городскую навигацию.

М.Х. Плакаты у тебя очень экспрессивные, а инфографика — это такая засушенная история. Как тебе удается эти противоположности совмещать?

Д.М. Это действительно очень разные вещи. Но я часто работаю с сетками. Построив жесткую сетку и десять раз все перепроверив, я получаю даже из скучного графика невероятно красивые вещи. В инфографике надо постоянно пересчитывать пропорции. Плакаты помогают мне выплеснуть энергию и сделать сухую вещь. Эмоционально насыщенные вещи красивы, но часто недорого продаются. Инфографику и иллюстрацию, напротив, получается хорошо продать. Сейчас я хочу заняться трафаретной печатью и продумываю паттерны в стиле Маримекко.