Пятнадцать лет назад был основан норвежский лейбл Rune Grammofon – одна из важнейших компаний, занимающихся выпуском новой экспериментальной музыки самых разных направлений. Компанию основал Руне Кристоферсен, в прошлом музыкант нью-вейв-коллектива Fra Lippo Lippi (в 80-е годы этой, ныне подзабытой, группе прочили славу вторых A-Ha). Заручившись поддержкой Манфреда Айхера – основателя культового немецкого джазового лейбла ECM, Кристоферсен уже через несколько лет стал выпускать самую интересную экспериментальную музыку Скандинавии.

PoingandMajaWinter Майя Ратке - одна из самых оригинальных артистов современного европейского авангарда

На ECM нужно остановиться подробнее. Эта немецкая компания долгое время была и остается главным европейским джазовым лейблом. На ней выпускали свои ранние альбомы гитаристы Пэт Метини и Билл Фризелл, записывались классики фри-джаза The Art Ensemble Of Chicago, Дон Черри и Чарли Хейден. Но, несмотря на наличие в каталоге достаточно экспериментальных записей с участием Дерека Бэйли и Ивэна Паркера, ECM зарекомендовал себя как издатель хоть и серьезной, но достаточно комфортной музыки на стыке джаза и нью-эйдж. И тут не случайна история с Норвегией: одним из главных артистов ECM является норвежский саксофонист Ян Гарбарек, а любимой студией Манфреда Айхера – Rainbow Studio в Осло. Так как у записей ECM уже давно сформировался свой звук и характерное, имеющее как почитателей, так и ненавистников, холодное отстраненное настроение, был создан Rune Grammofon, ориентированный на более смелые и экспериментальные работы.

Стоит отметить сходство этих двух лейблов в подходе к дизайну. Диски ECM чаще всего оформлены черно-белыми или монохромными импрессионистическими фотографиями или графикой, в них всегда используется один шрифт и даже расположение текста на диске практически всегда одинаковое – таким образом, витрины с дисками и сами диски всегда распознаются быстро и безошибочно. Визуальная составляющая Rune Grammofon еще строже: неизменная картонная упаковка, неизменный минималистичный дизайн Кима Юртхея (его имя можно найти в любой книге по дизайну музыкальной продукции за последние годы), строго регламентированное расположение текста, набранного одним и тем же шрифтом. В начале двухтысячных, когда имена и названия коллективов, чью музыку записывал норвежский лейбл, в России мало кому что-либо говорили, диски Rune Grammofon привлекали именно своим дизайном, не похожим ни на какой другой. При прослушивании выяснилось, что музыка не уступает дизайну.

Первые годы лейбл делал ставку на электроакустическую полуимпровизационную музыку. За электронику на лейбле отвечали дуэт Alog, сольный эмбиент-проект самого основателя лейбла Руне Кристоферсена Monolight и трио Skyphone. Monolight и Skyphone играли качественный, но довольно традиционный ambient-IDM, выпустили по паре неплохих, но не великих альбомов и уже давно прекратили творческую активность. Alog же отличаются большей экспериментальностью, соединяя IDM в духе Boards Of Canada с глитчем в духе самых радикальных альбомов Oval. В 2005 году Alog выпустили свой третий и один из лучших альбомов «Miniatures», на котором группа обозначила уход от IDM в сторону электроакустических импровизаций. В том же году группа посетила Санкт-Петербург в рамках фестиваля SKIF и сыграла этот альбом, активно используя гитару и иногда уходя в актуальный тогда пост-рок.

R-385385-1263155500 «Miniatures» (2005) - третий альбом группы Alog.

Околоджазовую импровизационную музыку играли другие важные артисты лейбла. Квартет норвежских девушек Spunk записывает, пожалуй, самую странную и эксцентричную музыку на Rune Grammofon. Их пьесы длятся от минуты до получаса, кроме своих основных инструментов – скрипки, трубы, горна и голоса – каждая участница группы играет на множестве других инструментов, как вполне традиционных, так и экзотических, детских, самодельных. Композиции Spunk, начинаясь как серьезное академическое сочинение, могут быстро превращаться в неидиоматическую импровизацию или в глитчевый нойз. За вокал и электронику в группе отвечает Майя Солвейг Кьелстрап Ратке – самый активный музыкант квартета. В 2002 году на Rune Grammofon у неё вышел сольный альбом «Voice», все композиции которого – это вокальные упражнения Майи с наложениями и всевозможными обработками звука. Сопродюсером альбома стал влиятельный норвежский нойз-проект Jazzkammer; альбом до сих пор остается одной из самых радикальных записей лейбла. Пропустив через себя вокальный опыт Диаманды Галас, Майка Паттона и Мередит Монк и добавив к этому изобретательные глитч-заедания и харш-нойз, Майя Ратке записала один из ключевых европейских экспериментальных альбомов двухтысячных. Альбом актуален и сейчас, и в этом году Rune Grammofon анонсировал его переиздание на виниле. Сегодня Майя Ратке (кстати, также успевшая выступить в Санкт-Петербурге на SKIF в 2004 году в составе нойз-дуэта Fe-Mail) входит в число самых оригинальных артистов европейского авангарда, имея альбомы на нью-йоркском лейбле Джона Зорна Tzadik и важном шведском Kning Disk.

Spunk - Filtered Through Friends Самую странную и эксцентричную музыку на Rune Grammofon записывает квартет Spunk (альбом "Filtered Through Friends", 2002).

Еще один заметный ансамбль на Rune Grammofon – это импровизационная супергруппа Supersilent, состоящая из трех весьма востребованных норвежских музыкантов: трубача Арве Хенриксена (этот музыкант активно записывается сольно, играет с Дэвидом Сильвианом и Кристианом Феннешом, входит в ансамбли Кристиана Валлумрёда и Арилда Андерсена); отвечающего за электронику Хельге Стена (под своим именем и в качестве проекта Deathprod Стен успел поиграть со множеством норвежских исполнителей – от авангардной вокалистки Сидсел Эндресен до альтернативных рокеров Motorpsycho) и клавишника Столе Сторлёккена (только на Rune Grammofon выпускаются 4 коллектива с его участием). Ансамбль издает альбомы с 1997 года и славится своим концептуальным подходом к изданию альбомов – вместо названия у них порядковый номер (сейчас их уже 11), композиции также вместо названий просто нумеруются, обложка диска ровно окрашивается в один цвет. Стиль коллектива, как и большинства других на Rune Grammofon, сложно определить однозначно. Как правило Supersilent, оправдывая свое название, играет очень тихо, вызывая в памяти эмбиент Брайана Ино и Джона Хассела, но можно нарваться и на достаточно жесткий прог- и джаз-рок. Особенно отличаются этим три ранних альбома группы, выпущенные одним комплектом.

Supersilent - 5 Вместо названий импровизационная супергруппа Supersilent присваивает своим альбомам порядковые номера (альбом "5", 2001).

С ростом популярности среди любителей авангардной музыки лейбл расширил географию. Появились артисты из Швеции (Матс Густафссон сольно и с проектами Fire! и Fire! Orchestra – своего рода шведской Поп-Механикой), Англии (Volcano The Bear, отлично сыгравшие в этом году на SKIF) и Финляндии (Рауль Бьёркенхайм с проектами Box и Scorch Trio). Стилистическая палитра тоже выросла. Теперь в репертуаре можно встретить вполне конкретные жанры: прогрессив-рок (El Doom & The Born Electric, Volcano The Bear), джаз-рок (Elephant6), нойз-рок (MoHa, также приезжали на SKIF). На Rune Grammofon выпускаются и довольно традиционное, вполне в духе ECM, джаз-трио In The Country.

Несмотря на декларируемый строгий отбор, Rune Grammofon, вместо с расширением жанрового диапазона и ориентацией на более широкую аудиторию, немного растерял смелость и креативность, постепенно сдвигаясь от экспериментов в сторону качественной, но менее новаторской музыки и тем самым повторяя историю ECM. Однако именно он ответственен за издание самой впечатляющей скандинавской музыки начала XXI века. Rune Grammofon показал, как можно сочетать наивность с серьезностью, а минимализм с взрывной экспрессией, создавая удивительно человечную новую музыку.

SPUNK in NEST from SPUNK on Vimeo.

Voice - Sculpting Sound with Maja S K Ratkje (mood trailer 2012) from ijb on Vimeo.

VOLCANO THE BEAR#2 31/03/12@MONTEVIDEO-ONESHOT from GRIM on Vimeo.

Официальный сайт Rune Grammofon: http://www.runegrammofon.com/