В начале июня Black Sabbath в почти оригинальном составе, минус барабанщик Билл Уорд, выпустили первый за восемнадцать лет студийный альбом «13». Результат оказался сильно выше санитарного минимума.

2013_06_13_BS_13

История с камбэками артистов, покрытых толстым слоем бронзы, почти всегда не слишком музыкальна. Не в том смысле, что альбом окажется хуже некуда, а в том, что он должен быть вписан в большую историю большого бренда. Если Black Sabbath с Ронни Джеймсом Дио – это хэви-метал с фэнтези-уклоном, а с Тони Мартином –почти классический хард, то группа с Оззи Осборном – это слегка нестройный блюз-рок, пропитанный оккультным антуражем. Чтобы прикинуть, к какому из «черных шабашей» она ближе, девятнадцатую пластинку можно даже не слушать. Достаточно посмотреть на названия песен: первый сингл называется God Is Dead?, да и число 13 в названии кое о чем говорит.

 2013_06_13_God is Dead

В новом альбоме есть и реверанс одноименной композиции Black Sabbath в лице сразу двух восьмиминутных вещей, и тройка тягучих семиминутных треков, и вполне сносное переосмысление Planet Caravan под названием Zeitgeist. «13» – хорошая демонстрация Black Sabbath XXI века, но выброс креатива в нем явно не такой масштабный, как в дебютнике 1970 года.

2013_06_13_Black Sabbath_2013

На почве, возделанной бирмингемским квартетом, выросло не одно поколение музыкантов. Вот пять групп, которых не было бы без Black Sabbath.

1. Electric Wizard

Представьте себе Black Sabbath, который так и не выбрался из глубокого оккультного подполья. Для англичан из Electric Wizard дьявольщина самых разных оттенков, похоже, единственная насущная тема. Звучат электрические волшебники тяжело, а играют медленно и очень грязно.

2. Kyuss

Родоначальники стоунера замешали сэббатовские среднетемповые риффы, индифферентное блюзовое солирование и обилие фузза с альтернативным роком. Вместо нечисти в образном активе американской группы – пустыня, автомобиль, наркотики и прочие радости путешествия без конца.

3. Boris

Странная японская группа попробовала себя во многих жанрах. Их дебютный альбом Absolutego, состоящий из одной «песни» – это часовая ода чудовищному перегрузу и монументальным фидбекам. Black Sabbath не были единственным источником вдохновения для Boris, но хорошо известно, что ранние дроун-коллективы многое переняли от музыки англичан.

4. Cannibal Corpse

Насколько серьезно участники английского ВИА «Труп каннибала» относятся к своему творчеству, можно только гадать. В их репертуаре – замечательные шлягеры под названиями I Cum Blood, A Skull Full Of Maggots и Fucked With a Knife. Музыка корифеев brutal death metal выросла на музыкальном интервале тритон, который легитимировала одноименная Black Sabbath песня. Имидж Cannibal Corpse – разнообразные мясные подробности, которые появились не без оккультного толчка Оззи.

5. Paradise Lost

Не странно, что именно в Великобритании возникли такие жанры как doom death metal и отпочковавшийся от него gothic metal. Тройка Anathema – Paradise Lost – My Dying Bride – это сентиментально-трагический экстракт из темных умонастроений ранних Black Sabbath. Paradise Lost совсем не заигрывают с блюзом, звучат медленнее и тяжелее Black Sabbath и концентрируются на абстрактном вечно страдающем лирическом герое. Эта музыка как бы воспевает плачевный результат перехода на темную сторону.