«Пикториальная фотография из коллекции “Росфото”». Выставочный зал Парадного корпуса «Росфото», 4—30 июня 2013.

1 С. Иванов-Аллилуев, «Скоморох». 1928

С 4 по 23 июня в Петербурге открыта выставка «Пикториальная фотография из коллекции “Росфото”». В экспозиции представлены работы русских пикториалистов, снятые в 1910–30-е годы – в то полузабытое время, когда фотография еще не была поставлена на поток.

Сегодня феномен пикториальной фотографии, возможно, кажется далеким и непонятным, но при этом само его возникновение довольно логично. Столкнувшись с новым инструментом производства искусства, практически невозможно было не опираться на предыдущий – особенно такой мощный и многовековой, как живопись. Поэтому некоторое время основное отличие между фотографией и живописью общественность видела только в способе технической реализации получения изображения, а фотографы-пикториалисты работали с действительностью по тем же законам, что и живописцы.

Пожалуй, самым ценным в фотографиях пикториалистов является то, что, глядя на каждую работу, можно ощутить процесс – сосредоточенного продумывания и поиска идеальной формы. Сознательно и безоглядно уходя от документальности, фотографы-пикториалисты создавали свои миры – причем создавали в буквальном смысле, вручную, экспериментируя с грубо-фактурной, бромосеребряной и японской бумагой или выбирая особые подложки для печати – например, чтобы придать особую фактуру снегу на снимке.

Результатами кропотливых, почти ювелирных трудов над техникой и пленкой становились эфемерные пейзажи и пронзительные портреты. «Зима в Серпухове» Н. Андреева, «Абрамцево» Г. Зимина, «Портрет актрисы» Н. Петрова, «Минер» С. Фридлянда – стесняясь собственной сущности, эти и другие работы находились где-то на рубеже между фотоискусством и живописью, но, как могли, старались присоседиться к последней, в результате рождая странные, почти магические образы. Живые люди замирают на этих снимках, как модели, часами позируюшие живописцам, а природа кажется мертвенно-бледной и почти нереальной.

В начале тридцатых пикториализм был отброшен современностью как ненужный пережиток буржуазного прошлого. Фотоискусство пошло своей, всем известной дорогой, а эти снимки перешли в разряд чистого и ностальгического, напоминая о том, что когда-то изображения не встречались на каждом углу, а у фотографии были комплексы.