Как вспоминал Винс Кларк, Depeche Mode начинали с трех дешевых моно-синтезаторов, бывших в распоряжении ее участников. Сейчас на сайте VintageSynth.com только краткое перечисление аппаратуры, которой пользовалась группа в течение карьеры, занимает десять страниц. И это не говоря о том, что, по слухам, Мартин Гор не перестает скупать подержанную технику, а во время записи в ход идут и «серьезные» синтезаторы, и симпатичная, но эффективная мелочевка типа Chimera Synthesis bC16. Альбом Delta Machine для многих так и видится не столько набором песен, сколько занятием саунд-дизайном. Странные, но точные звуки, атмосфера как в трансформаторной будке и песни, замешанные на дельта-блюзе — испытание для каждого депеш-фана и наслаждение для тех, кто старается выслушивать необычные тембры. ART1 решил покопаться на кухне Depeche Mode и разобраться, что же играет у них в студии и на концертах. Результаты внушают почтение и даже трепет.

Doepfer A-100 и Moog Modular

Два поколения модульных синтезаторов можно считать сердцем студии, в которой делают электронную музыку. Moog Modular принадлежит к синтезаторам, созданным еще в конце 1960-х и с тех пор модифицировавшихся. Doepfer, наоборот, был выпущен на рынок в 1995-м и оказался настолько удачным, что стал одним из самых востребованных инструментов — используют его и Gus Gus, и Nine Inch Nails, и еще много кто. То, что для непосвященных выглядит непонятным электрическим шкафом с большим количеством регуляторов и проводов — на самом деле, доведенный до абсолюта прибор, позволяющий моделировать звук на любой лад. Всему, что у привычного синтезатора позже было втиснуто втиснуто в один корпус, поначалу отводились отдельные блоки и меньшие части - модули, соединяемые кабелями. Полный набор Doepfer - более 80 модулей, Moog - около 70. Каждый из них выполняет только свою специфическую функцию - формирует волну, модулирует звук, ограничивает частоты, управляет работой других блоков и т.п. Вариантов объединения модулей и привязки одной функции к другой - бесконечное множество, лишь бы хватило кабелей и напряжения.

moog-modular Moog Modular

Клавиши к таким синтезаторам обычно подключаются отдельно; в ситуации с Depeche Mode это, судя по всему, MIDI-клавиши Akai MPK61. Можно еще поспорить, стоит ли называть этих электронных монстров словом «инструмент», скорее это лаборатория по производству новых звуков, где можно регулировать тончайшие нюансы. Подобные синтезаторы - «роллс-ройс» или даже «боинг» в мире электронной музыки, да еще и собираемый по вкусу и потребностям его владельца. И никаких пресетов! Без приличного знания теории синтеза к таким инструментам лучше не подходить, чтобы не огорчить себя результатом.

doepfer-a-100 Doepfer A-100

Korg MS-20

Выпускавшийся с 1978-го по 1983-й Korg MS-20 стал одним из первых коммерчески успешных синтезаторов этой фирмы и исключительно популярен до сих пор. Несмотря на некоторые недостатки, относящиеся скорее к физике и экстерьеру, Korg MS-20 в свое время выигрывал в вопросах цены - будучи примерным аналогом MiniMoog, он стоил в два раза дешевле. Металлический призвук кто-то также может считать недостатком, а кто-то, наборот, специфической фишкой «коргов». Кроме внутренних соединений, у него есть и коммутационная панель, так что любители повтыкать провода по старинке еще могли чувствовать себя в своей тарелке. В этом году, на волне возвращения популярности на аналоговые синтезаторы, Korg MS-20 был снова пущен в производство в чуть более компактном виде.

korg-ms-20 Korg MS-20

Korg Mono/Poly

Тоже Korg-винтаж, но уже следующее поколение. Mono/Poly появился в 1981-м и обладал возможностями полифонии, способностью запоминать аккорды и синхронизировать генераторы. С тех пор этот синтезатор стал одной из самых уважаемых и ценимых моделей среди музыкантов. Когда-то Винс Кларк сказал: «Играть на Mono/Poly – все равно что иметь под рукой сразу четыре дешевых синтезатора».

korg-monopoly Korg Mono/Poly

Oberheim OB-8

Самый последний и совершенный синтезатор линейки OB выпускался с 1983-го по 1985-й. Oberheim стали классикой благодаря характерному «густому» звуку, даже в наши дни в названиях пресетов «самоиграек» можно найти заветные буквы OB. Естественно, там нет тех возможностей, что были у оригиналов. Будучи, до появления цифровых синтезаторов, своего рода вершиной аналоговой музыкально-технической мысли, OB-8 обеспечивал восьмиголосую полифонию, возможность разделения клавиатуры на две части (в начале 1980-х это было очень круто), сохранение данных на внешний кассетный банк и даже управление с синтезатора секвенсером и драм-машиной этой же фирмы. Всего было произведено 3000 экземпляров, так что сейчас, чтобы добыть себе такой же, нужно позаниматься активным поиском и иметь увесистую копилку.

oberheim-ob-8 Oberheim OB-8

Roland Jupiter-8 и Roland Jupiter-6

Roland Jupiter-8, как и Oberheim OB-8 в начале 1980-х стал одним из грандов на своем поле. Возможности управления звуком здесь также были безграничны. Или почти безграничны, с учетом того, что синтезатор появился в 1981-м.

roland-jupiter-6 Roland Jupiter-6

Jupiter-8 был чрезвычайно гибок в использовании - на нем можно было делать космические подкладки и кристальные звуки для сольных партий. С восьмиголосой полифонией и двумя осцилляторами, привязанными к каждому голосу, музыкант мог в целом оперировать сразу шестнадцатью генераторами звука, что позволяло создавать самые невероятные тембры. Jupiter-6 хотя и был младшей моделью - уже тогда имел возможности управления по MIDI. Впоследствии, правда, владельцам обоих синтезаторов все равно приходилось их прокачивать для работы с более современной техникой. Jupiter-8 оказались настолько успешен, что выпущенный в 1990-х Roland JP-8000 был создан с оглядкой на его принципы построения звука. А недавняя флагманская модель Roland Jupiter-80 и вовсе позиционируется как преемник Jupiter-8.

roland-jupiter-8 Roland Jupiter-8

EMS Synthi

Супер-миниатюрный для своего времени, EMS Synthi появился в 1971-м и мог помещаться в небольшой чемоданчик. Несмотря на то, что он выглядел игрушкой, особенно по сравнению с аппаратами Moog, в нем было все, что полагалось приличному синтезатору, пусть и не слишком навороченному. Особенностью Synthi было управление сигналом - вместо проводов здесь использовалась «координатная сетка», в которой нужные контакты замыкались специальными шпильками. Модель Synthi AKS была более продвинута и обладала монофоническим секвенсором и миниклавиатурой, напоминающей современные тач-пады. Синтезатор, выглядевший как привет из будущего, как раз хорошо подходил для создания звуков, которые ассоциируются с фантастикой.

ems-synthi EMS Synthi

Cavagnolo Exagone XM64

Синтезатор, на котором Мартин Гор играет бас в песне Soothe My Soul, редкость по любым меркам. Как ни странно, во Франции синтезаторы тоже делали, хотя и в ограниченных количествах. Так, Cavagnolo Exagone — монофонический программируемый аналоговый синтезатор — был выпущен в 1982-м году в количестве всего 25 экземпляров. Знатоки утверждают, что, несмотря на непривычное происхождение, Exagone отлично справляется со звуком и является чем-то средним между аналогичным MiniMoog и Roland System 100.

cavagnolo-exagone-xm64 Cavagnolo Exagone XM64

Винтаж-винтажом, но новой техники Depeche Mode также не чураются. Небольшая но хорошо известная Тренту Резнору, Kraftwerk и Винсу Кларку фирма Analogue Solutions гордится тем, что среди ее клиентов появился и Мартин Гор. В его распоряжении синтезаторы Leipzig- S и Leipzig-K — последний также можно заметить в студии. Этот монофонический аналоговый синтезатор — одна из последних моделей фирмы. Новейший продукт от еще одного неизвестного массам производителя - Teenage Engineering, OP-1. Эта забавная белая «игрушка», заметная в студийном видео Broken, только-только выходит в серию и, можно сказать, тестируется.

2013_06_24_Teenage Engineering OP-1 Teenage Engineering OP-1

По своим меркам и размерам — это маленький шедевр: синтезатор, контроллер, секвенсер и сэмплер в корпусе размером в две ладони. Из приятных добавок - возможность записи на четыре виртуальные дорожки с встроенным сюда же микшером и… FM-радио.

Концертный набор инструментов Depeche Mode, судя по видео, не меняется с прошлого тура. Ясное дело, что если они соберутся вытаскивать на сцену все, на чем играются песни в студии, то здесь от перфекционизма до мазохизма будет уже совсем недалеко. Поэтому приличная часть звуков запускается с внешних источников — допустим, с мощного компьютера с заранее записанными звуками, а собственно мелодии исполняются уже живьем. Тоже удобный вариант, и «рабочий» набор внушает почтение. Мартин Гор использует один из самых продвинутых на сегодняшний день компактных цифровых синтезаторов Virus TI2 и MIDI-клавиатуру Edirol PCR-800, Энди Флетчер - два Edirol PCR-800 и Virus Polar для оригинальных партий. Сессионщик Питер Горденьо также играет на Access Virus TI2 и Roland RD-700 — гибриде полноценного цифрового пианино и синтезатора.