Как это ни странно, но триумф датского дизайна 1950 – 1960-х возник на почве крайней отсталости Дании как в индустриальном производстве, так и развитии идей авангарда в искусстве в первой половине XX века.

1940

Вся история Дании — это театр боевых действий за сферы влияния английской и германской аристократии на территории, сопровождавшийся крайним угнетением низших слоев общества. Дифференциация в обществе достигала огромных размеров, наподобие нынешней России. И все производство было ориентировано на платежеспособные элиты, вкусы которой тяготели к классическим буржуазным ценностям и элитарным изделиям.

3044479

Датские дизайнеры, хоть и слышали отголоски идей германского функционализма, но не могли понять, о чем они толкуют, ведь классические образцы также обладают достаточной функцией, раз их успешно употребляли на протяжении столетий.

8353259_fullsize

В дизайне мебели существовала тенденция к ремесленному производству высококачественных уникальных образцов. Гильдия мебельщиков, существовавшая к тому моменту уже более четырехсот лет, объединяла огромное число индивидуальных мастеров и мелких мебельных мастерских. Таким образом возникла ситуация, когда любой дизайнер мог заказать исполнение своего прототипа в единичном экземпляре или минимальной серией, что породило огромное число форм и вариаций.

3036483

В свою очередь, неразвитое индустриальное производство не поставляло дешевых и качественных образцов, способных вытеснить многообразие индивидуальных экспериментов. В индустриально-развитых странах успешная модель или один дизайнер, поставляющий формы производству, мог полностью заполнить потребности рынка, как например Алвар Аалто в Финляндии, и оставить без работы целое поколение молодых дизайнеров. В Дании этого не происходило, каждый дизайнер мог найти себе применение среди множества индивидуальных производств.

2724816-1

Рост успешных мастерских приводил к большим производственным сериям и требовал отбора наиболее подходящих для индустриального производства прототипов. Многообразие постепенно вытеснялось серийностью.

2951777-1

Высочайшее качество послевоенных образцов датской мебели объясняется также ценностью и красотой пород древесины, идущей в производство — тик, красное и розовое дерево, палисандр, венге. Во время Второй Мировой войны армия США, воевавшая с японскими войсками на Филлипинах, вынуждена была прокладывать дороги для тяжелой бронетехники в непроходимых джунглях. Вырубленный лес складировался и сохранялся. Тут-то его и покупали за бесценок датские поставщики сырья.