Open Look занимается вербовкой. Сначала вообще не интересовавшийся современным танцем человек отправляется на очевидный хит, например, спектакли Стромгрена. Просто по принципу «все говорят – ну взгляну, что это такое». Ему нравится. Затем он решает посмотреть, что же наши хореографы делают в той же области. А потом заходит на сайт Дома танца «Каннон данс», который организует фестиваль Open Look, и выясняет, какие классы существуют для начинающих. И на следующем фесте уже участвует в постановке. Впрочем, можно запросто остановиться и на этапе продвинутого зрителя — вот только процесс захватывает так, что не многим это удается.

2013_06_27_Open Look KIBBUTZ CONTEMPORARY DANCE COMPANY (Израиль). Спектакль If it All

1 июля. Открытие фестиваля. ТЮЗ им. Брянцева

Сначала Open Look представляет своих педагогов, которые ведут на фестивале мастер-классы, а затем — перформанс израильского хореографа Ренаны Раз с командой «Каннон данс». Идея такая: берется ролик из YouTube, и делается его ремейк на сцене. Герои преображаются, приобретают иную пластику, в простенький сюжет вписывается драматургия – и нам показывают сначала ролик, потом танец, и предлагают оценить, что получилось. Но не только: периодически танец показывают до ролика, и это намного интереснее: мы сидим и гадаем, из чего же это выросло. На самом деле – нечто вроде игры в чепуху, но сотворенной отлично выученными телами и отредактированной хорошим хореографом. Ренана Раз уже не раз ставила YouMake ReMake в разных странах – но, понятно, что каждый раз возникает совершенно новый спектакль.

2 июля. Kibbutz contemporary dance company. If it all. Александринский театр

История KCDC, которой руководит Рами Беер, насчитывает уже сорок лет. Возник театр как вполне любительская труппа колхозников: кибуцы – как известно, перенесенный из СССР опыт ведения совместного хозяйства. Но быстро превратился в компанию суперпрофи, вошел в мировую десятку лучших театров танца, специализирующихся на контемпорари – и теперь больше времени проводит на гастролях, чем в родном Израиле. Рами Беер ставит танцы эффектные и использует известную музыку. В If it All это – Massive Attack, Джей Джей Йохансон, Nine Inch Nails. Танцы эти не иллюстрируют песни, но отвечают их настроению. Собственно, эта труппа – настоящая рок-звезда, что давно не играет в подвалах: те артисты, что предпочитают лабораторные эксперименты, упрекают KCDC в том, что аудитория уж больно широка. Аудитория встает и пританцовывает.

3 июля. NovaTanz. Check…in. «Скороход»

Маленькая группа из Кельна, основанная Славой Гепнером, выпускником балетной школы в Лодзи, петербургской консерватории и учеником главной контемпорари-школы мира Фольквангшуле, и берлинской танцовщицей Кармен Касагранде, свои перформансы использует для посланий человечеству. В Check…in они разбираются с проблемой взаимодействия человека и толпы, средствами танца отвечая на вопросы: в какой степени мы готовы подчиняться массе, когда срабатывает инстинкт «быть как все»?

4 июля. Национальный хореографический центр Rillieux-la-Pape. «Партитура». ТЮЗ им. Брянцева

Юваль Пик – восходящая звезда французского контемпорари, лидер нового поколения. В 2011 году Министерство культуры Франции вручило ему национальный хореографический центр, что находится недалеко от Лиона. В Лионской опере Пик танцевал пару сезонов, до того проработав восемь лет в израильской «Батшеве». «Партитура» посвящена земле обетованной. Фонограмму спектакля он собрал из голосов и наречий, звучащих на улицах Израиля: идиш, иврит, арабский, английский сплелись в музыку и превратились в танец. В «Партитуре» есть отчетливая капля горечи и пять пудов негромкой любви. Сейчас нечасто рождаются хореографы-лирики, Пик – счастливое исключение из правила.

2 июля. «Пункт назначения: Москва», «Сосед». Дом кино

5 июля. Польский театр танца. «Сорок». ТЮЗ им. Брянцева

7 июля. Jo Stromgren Kompani. «Граница». ТЮЗ им. Брянцева

Open Look» устраивает бенефис Йо Стромгрена – два фильма и два спектакля в течение недели. Норвежский хореограф, эксцентрик с мрачноватым чувством юмора, смотрит на человечество с отстраненным интересом естествоиспытателя: ну, что еще эти люди вытворят? Его объектами уже становились футболисты, эмигранты из восточной Европы, монашки и медсестры, теперь пришла очередь актеров — в «Пункте назначения» провинциальная труппа рвется в Москву и готова ради этого на преступление, впрочем, вполне мелкое – контрабанду сахара. Но не все сочинения Стромгрена завязаны на принадлежности героев к каким-либо группам – иногда возможна и чистая лирика, правда, с изрядной долей клоунады, как в «Соседе». И философско-государственные трактаты — в спектакле «Сорок» женщина в свой день рождения перебирает воспоминания, которые рифмуются с историей Польши. В «Границе» мужчина и женщина воюют за место в офисе, и это уже отсылка к норвежской истории. Но о чем бы Стромгрен не рассказывал в танце, колкий гротеск на сцене обеспечен.

6-7 июля Open dance night. На сцене ТЮЗА им. Брянцева и на площадке «Скороход»

7 июля Open dance day

Ночь танца начнется с показа работ французских студентов Центра Рика Одумса. Продолжится сочинениями отечественных хореографов, где рядом ветеран контемпорари Саша Кукин и Владимир Варнава, автором танцев ставший лишь пару лет назад. Завершится к пяти утра демонстрацией дипломных работ выпускников лаборатории композиции современных форм танца Академии русского балета. Под этой длинной вывеской притаился смелый проект Вагановского училища, мэтры которого решили более не пытаться сотворить из всех студентов, интересующихся хореографией, Мариусов Петипа – и дали им волю. В результате выяснилось, что и с логикой, и с фантазией у студентов все в порядке. После дипломников – небольшой перерыв на сон, и – поутру фестиваль приглашает на день открытых дверей в танцевальных школах Петербурга, а в два часа дня в Новой Голландии начнется оупен-эйр, где состоятся открытые мастер-классы для детей и спектакли американского Arena Dances и Театра Танца Саши Кукина