Сергей Денисов «Живопись из рулона». Проект галереи «Навикула артис» в серии выставок «Новый архив». Новая Голландия, 26 июня — 2 июля 2013

img_0214 Слева направо: Андрей Рудьев, Алессандра Прандин, Андрей Клюканов, Сергей Денисов, Глеб Ершов, Петр Белый

«Новый архив» в Новой Голландии, экстракт из «Сезонов петербургского искусства в Москве», проведенных Петром Белым под девизом «Невидимая граница» в галерее «Культпроект» на Пречистенке, завершается выставкой галереи «Навикула артис», которая с самого начала мыслилась как итог всех четырех недельных экспозиций. Одна из старейших галерей Петербурга имеет полное право завершать проект, представляющий этапы истории петербургского современного искусства за последние 20 лет. «Навикула» до сих пор активно работает с 1992 года, - удивительное долгожительство для некоммерческой, в сущности, площадки.

Для московского показа в январе этого года галеристы Глеб Ершов и Андрей Клюканов составили экспозицию сорока художников, причем большинство работ было сделано специально к выставке. Сейчас в Новой Голландии демонстрируются работы одного автора - Сергея Денисова. Их логика отчасти понятна: Тимур Новиков, Олег Маслов и Виктор Кузнецов, Андрей Рудьев, Владимир Козин, Олег Хвостов, выставлявшиеся в свое время в «Навикуле», были участниками московского проекта галереи и показаны на предыдущих выставках «Нового архива» - «Шизореволюция», «Ретромутанты», «Новые тупые». В Москве «Навикула артис» представляла, по замечанию критиков, «сборную Петербурга по современному искусству», а работы отдельных художников, сделанные под девизом «Найдено в Петербурге» были своеобразным оммажем деятельности галеристов. В отличие от московской, выставка в Новой Голландии представила концепт петербургского искусства в чистом виде. Что может быть более яркой метафорой невостребованности, чем показать работы, хранившиеся все это время на валах? Хорошо, пусть не на валах, которые стойко ассоциируются с классическим искусством и вечными ценностями, а в рулоне, - тем сильнее и ярче образ: картины художника хранились, свернутые и не видные никому в закутке, а галерея развернула и показала их.

Тут должно быть продолжение «и тогда все сказали...». Но на самом деле большие живописные полотна Сергея Денисова на выставке «Нового архива» принадлежат к двум сериям, которые были созданы художником по заказу галерей: проект «Естественные истории» были показан в петербургской «Анна Нова» в 2006-ом, а «Война миров» - в московской «Файн арт» годом позже. Думается, в то время художнику, известному камерными работами из сухих насекомых и растений, зеркал, слюды, других найденных предметов, было интересно попробовать себя в конвенциональном жанре большой картины, что совпало с желанием галеристов. В живописи развиваются постоянные темы всего искусства Денисова, которого отличает деликатная сюрреалистическая образность, - любовь к естественно-научным таблицам, старым фото и другим артефактам прошлого. Помещая разномасштабные вещи на схематично уплощенном фоне, Денисов образует в этих картинах новое пространство, из-за такого соположения приобретающее черты странности и опасности. Сейчас понятно, что ни петербургская, ни московская галереи не были подготовлены к сотрудничеству с художником. Хотя часть «Естественных историй» ушла в зарубежную частную коллекцию после выставки Russia Fly By в Зальцбурге, в целом обе серии работ оказались не востребованы, а одну картину даже погрызли мыши. И теперь, когда прошло больше пяти лет, и эти работы показаны совершенно иной новой публике, можно надеяться, они будут увидены ею заново.

img_9907

Впрочем, картины Сергея Денисова выставлены без подсветки, а в галерейном отсеке Новой Голландии, бывшем 20-футовом морском контейнере, естественного света явно мало. В такой подаче, конечно, есть элемент реальности, но все же больше позы, что очень типично для Петербурга: так на предыдущей выставке «Нового архива», «Новые тупые», не вошедшие в экспозицию картины и объекты были просто повернуты лицом к стене, словно напрашиваясь на повышенный интерес зрителя. С другой стороны, такое «художническое жеманство», даже будучи стратегией, оправдано: культурный продукт сейчас все чаще достается без труда, а значит и потребляется безразлично. Опыт галереи «Навикула артис» - совсем про другое: про обсессивную преданность искусству, когда не имеет значения ничего, кроме постоянно действующей связи между художником и произведением.