Каким был табак и табачные магазины в царской России, где хранили чай, когда появились табакерки и в чем польза махорки, рассказал коллекционер упаковки Михаил Борец.

Папиросы 1930-х: «Маски», «Алжир», «Зефир», «Дюшес», «Дюбек»; No pasaran, Revelation, Fjodor времен гражданской войны в Испании, «Алесандр Пушкин», «Строим!», «Северный полюс», «Стахановские», «АМО первый автомобильный завод», «ХХ лет Октября», «Октябрьские ХХII», выпущенные к юбилейным датам Папиросы 1930-х

История коллекции началась в 2000 году. Мы с женой Радмилой собираем упаковки из-под табака, сигар, папирос и чая, а также почтовые открытки с видами табачных лавок и магазинов. Они, как правило, располагались на центральных улицах крупных городов: Петербурга, Москвы, Киева, Одессы. В маленьких уездных городках тоже были табачные лавки, там торговцы писали на ставнях свой ассортимент — товары с южных и центральных фабрик России, из-за границы.

Открытка — отличный материал для исследования. У меня есть одна, сделанная во время коронации Александра Третьего: там в кадр случайно попал табачный магазин, о котором мы прежде не знали. В промежутке с 1895 по 1917 годы случился открыточный бум: печатались виды не только крупных городов, но и небольших местечек и сел. Благодаря открыткам мы смогли увидеть первые дореволюционные табачные магазины Российской империи, которые появились на Невском проспекте в домах 18 и 20, —«Тен Кате» и «Фейка». О них есть упоминания в литературе. Например, Гончаров, путешествуя в 1850-х годах на фрегате «Паллада», писал, что манильские сигары в 10 раз дешевле на фабрике, чем в петербургском магазине «Тен Кате».

Магазин «Табак Игрушки» под Петербургом. В начале ХХ века было в пачки сигарет вкладывали картинки: папа курит, а детям — картинки Магазин «Табак Игрушки» под Петербургом. В начале ХХ века было в пачки сигарет вкладывали картинки: папа курит, а детям — картинки

Коллекционеров упаковки советского периода на порядок больше: еще в 1990-е годы материал был буквально под руками. Я собираю упаковку с от царских времен до 1990-х годов. Иногда я начинаю сомневаться: может быть, 1990-е и есть самый интересный период и надо его развивать и дополнять? В это время рушились все стандарты и каноны, печатались сотни тысяч упаковок, которые даже в продажу не поступали, а использовались в качестве сувениров. Похожая ситуация складывалась в 1917—1922-х годах, когда печатались еще прежние, «царские» пачки, акцизные марки были советские, а на отпечатке значилось «Петроград».

Упаковка — это касается в первую очередь табака и шоколада — была создана, во-первых, чтобы сохранить продукт, например, при отправке его почтой, во-вторых, для красоты: чтобы дарить подарки. Когда европейский банкирский дом Upmann открыл фабрику на Кубе, которая существует там до сих пор, он одним из первых запустил в производство подарочные ларцы с сигарными наборами для своих деловых партнеров. Сейчас этих коробок из красного дерева уже нет. С середины XX века довольно дорогие кубинские марки делают свои коробки из испанского картона с хорошей полиграфической печатью или обклеенного бумагой без хромолитографии. А с начала 2000-х годов тенденция сделать упаковку дороже, чем продукт, снова появляется.

Рекламный штемпель на адресной стороне почтовой открытки Рекламный штемпель на адресной стороне почтовой открытки

Собирать упаковку — доступное увлечение. 50—200 рублей за экземпляр любой человек может себе позволить. В моей коллекции нет ничего драгоценного, но время ценно, а удача редка.

В Петербурге прошли две революции, блокада, Перестройка, а такие далеко не драгоценные вещи, как упаковочные коробки, сохранились. Это можно объяснить их утилитарностью: в жестяных коробках хранили пуговицы, фотографии, иголки, документы. Какая-нибудь дореволюционная картонная коробка может сегодня выглядеть так, будто она вчера была выпущена. Может, она десятилетиями стояла в шкафу с какой-то неприкосновенной драгоценностью внутри. И еще удивительнее, что такую коробку донесли до антикварного магазина. Продавцы обычно предлагают ее содержимое — катушки, брошки, бусы, а мне-то сама коробка нужна.

У московских купцов было принято на свадьбу дарить ларцы с шоколадными конфетами. Весь набор стоил 25 рублей, а шоколада в ларце было на три рубля. Неудивительно, что такая упаковка сохранилась.

Магазин М.Е.Туршу в Двинске Витебской губернии торговал табаком. Снимок 1904 года Магазин М.Е.Туршу в Двинске Витебской губернии торговал табаком. Снимок 1904 года

Если коллекция состоит из 2040 экземпляров царского времени, это уже немало. По кондитерским изделиям такое может быть, потому что продукция была разнообразнее. А вот в случае с табачной продукцией все иначе: если у тебя есть три экземпляра из восьми существующих, то это уже успех. С другой стороны, если мы не ограничены географией, то сотни полторы упаковок из-под табака и сигар, может быть, и наберется.

Замочек на ларчике означает, что там, скорее всего, хранился чай. Он был очень дорогим, поэтому его упаковывали в коробочку с замочком, которую запирали на ключик, например, от прислуги.

Сегодня упаковочная печать очень упростилась. Если сравнить коробки из-под кубинских сигар конца XIX — начала XX века и 1940-х годов, выпущенных еще до кубинской революции, то можно увидеть разительное отличие. Оформление упаковки табачной продукции началось с хромолитографии, которую использовали, чтобы делать интересный многоцветный рисунок с тиснением, золочением. Потом от нее отказались.

Торговля табаком и особенно сигарами развернулась после наполеоновских войн. До этого курение было запрещено. С табаком Россия познакомилась в 1560—70-х через Архангельск. В 1630-х при Алексее Михайловиче Тишайшем народ просто с ума сходил по табаку. Поэтому царь повелел в дыбу сажать, имущества лишать, в Сибирь ссылать всех курильщиков, кроме иностранцев. Потом Петр Первый отправился Голландию, где было налажено производство глиняных белых трубок — у меня даже есть одна такая в коллекции. В 1711 году Петр повелел кофе пить, табак курить, танцевать, женщинам и мужчинам за одном столом сидеть, словом, устроил вертеп!

2 Рекламный плакат табачной фабрики Н.К. Попова в Москве. Берлин. 1890-е

Еще до Джека Восьмеркина выращиванием табака профессионально занимались во многих губерниях. Махорку или курительный табак для сигарет до революции производила, например, Ярославская фабрика. В Крыме, Саратове, Самаре, Ростове вплоть до Петербургской и Вологодской губерний растили и продавали табак в небольших количествах. Мне попадались немецкие открытки с прейскурантами ассортимента: «Русские папиросы такие-то...» — то есть Российская империя экспортировала табак не только для русских эмигрантов, но и для местных жителей.

В Петербурге не я один занимаюсь упаковками: Александр Корсаев, художник и музейщик, собирает самые разные упаковки (мы все с ним никак не познакомимся). Хотя в России интерес к упаковке есть, в этой теме нас мало, поэтому не получается создать клуб. Все мы друг о друге слышали, но не пересекались. Спасибо Дмитрию Горячёву: мы были на его выставке фотооткрыток в Музее Невской заставы. Вместе у нас наверняка что-нибудь получится.

Сегодня настало время обобщения и каталогизации коллекций. Музей хлеба недавно выпустил каталоги упаковок хлебобулочных и кондитерских изделий. В середине июня в Екатерининском дворце открывается выставка о поставщиках царского двора: кондитерская продукция, табак, снедь. На выставке покажут как крупные коллекции, так и небольшие, в которых тоже есть свои изюминки. Например, шоколадные формы братьев Елисеевых, которых осталось совсем немного, или крупную упаковку, которая напоминает коробку от сапог, а на самом деле в нее текстиль складывали.

Рекламный плакат табакоторговцев товарищества А.Н. Богданова и Ко. Санкт-Петербург, 1900-е Рекламный плакат табакоторговцев товарищества А.Н. Богданова и Ко. Санкт-Петербург, 1900-е

К табакеркам был сумасшедший интерес в XVIII веке, когда появились новые материалы: фарфор, кость. Знать считала табакерку утилитарной вещью. Каждый день выходить на люди с новой табакеркой и угощать гостей нюхательным табаком — это было в почете. Одно время их использовали наравне с наградами: золотую табакерку жаловали в качестве личного признания заслуг. Когда появился Императорский фарфоровый завод, первые табакерки изготавливались именно там и имели узнаваемый вид: их делали в виде письма, поэтому и называли «пакетовыми». Первое исследование о табакерках было опубликовано в 1913 году одним из кураторов Эрмитажа.

Из табачных брендов я могу назвать «Лаферм», «Богданов», «Стамболе» из Керчи, «Дунаев» из Ярославля, «Махромеев» и «Чумаковы» из Костромы. Насколько они были востребованы за границей — это вопрос, но в России они были известны. В дореволюционное время у Заусайлова в Ельце была небольшая фабрика, и его потомки, участвовавшие в войне, рассказывали, что их узнавали по фамилии: «Мы вашей махоркой спасались!» На войне махорка была специальной вещью. Согреться и убрать запах целой роты солдат в палатке можно было только с помощью махорки, прокурить все хорошенько. Кроме того, махорку использовали для дезинфекции, профилактики цинги. Может быть, поэтому за сто лет до самолетов и интернета табак распространился по всему миру от Севильи до Филиппин.

Папиросы 1940-х: «ХХХ лет Октября», «Ворошиловский стрелок», «Косово», «Кутузовские»; «Давай закурим»; Папиросы 1950-х: «Делегатские», «Фестивальные», «50 лет СССР»; «Курортные», «Эльбрус», «Бахчисарай», «Крым», «Кремль» Папиросы 1940-х и 1950-х