Южноафриканская группа Die Antwoord впервые выступит в Петербурге 2-го июля. Их композиции, нарочито агрессивные и примитивные, вызывают восторг у европейских и американских интеллектуалов. Уоткин Тюдор Джонс по прозвищу Ниндзя и его жена Иоланти Фиссер создают оригинальную и ни на что не похожую музыку при помощи простейших инструментов и приемов.

2013_07_01_Die Antwoord_2

При этом Die Antwoord – группа, что называется, с двойным дном. Стилизованные под дешевый рейв композиции и китчевые клипы представляют собой попытку деконструкции мифов и штампов южноафриканской городской культуры.

 

 

Свой стиль музыканты называют зэф-рэп. Слово zef, одно из самых употребляемых в современном южноафриканском сленге, трудно адекватно перевести на русский. Zef – это посредственность, изо всех сил стремящаяся казаться оригинальной. Большой гламур, на поверку оказывающийся безвкусицей.

Эксплуатируя штампы массовой культуры, Die Antwoord доводят их до абсурда и разрушают тем самым распространенные мифы о ЮАР. В сознании западного обывателя эта страна зачастую воспринимается как единственный «островок цивилизации» в дикой Африке. Хотя повседневные реалии Южной Африки скорее напоминают третий мир, чем цивилизованную Европу. Более 50% населения живут очень бедно. Во многих районах страны до сих пор нет водоснабжения и электричества. На окраинах городов царят грязь и антисанитария.

Да и белые, живущие в ЮАР – это отнюдь не представители просвещенной Европы. Характерными чертами субкультуры белой молодежи являются аляповатость и китч. А внутренний мир простого белого жителя Кейптауна или Йоханнесбурга состоит из картин, напоминающих то американские боевики, то сериалы нигерийского Нолливуда.

 

 

Белая молодежь ЮАР в чем-то стремится быть похожей на черных, которые в том числе воспринимаются как образец внутренней свободы, независимости, драйва. В своем сценическом образе Ниндзя пародирует как штампы белой массовой культуры, так и стилистические клише гангста-рэпа, часто обращаясь к арсеналу образов и смыслов низовой черной культуры. В клипе I Fink You Freaky, с одной стороны, есть что-то от европейского авторского кино, с другой, можно увидеть реалии южноафриканских трущоб.

 

 

Южноафриканское общество противоречиво и дисгармонично. С падения режима апартеида прошло уже почти двадцать лет, но представители разных народов и рас так и не научились жить в мире и согласии. Die Antwoord находят в этой дисгармонии какую-то болезненную красоту. Они читают рэп не только на английском и африкаанс, но и на зулу и коса (это африканские языки из семьи банту, широко распространенные на юге Африки). В своих композициях Ниндзя и Иоланти затрагивают и проблемы черного населения. Например, в композиции Evil Boy поднимается полузапретная тема ритуального обрезания мальчиков у народа коса.

 

 

В интервью Ниндзя часто говорит, что для него отсутствуют различия между белыми и черными культурами. После падения апартеида белые стали всего лишь одним из племен, ничем не отличающихся от чернокожих народов, загоняемых во времена апартеида в бантустаны. Творчество Die Antwoord представляет собой попытку заглянуть в глубины коллективного бессознательного белых южноафриканцев. Приоткрывающаяся картина оказывается весьма неприглядной и шокирующей. Но зачастую именно с шока начинается путь к изменению себя.