В дипломных проектах своих студентов преподаватель «Мухи» увидел целый спектр решений, позволяющих сделать Санкт-Петербург дружелюбнее к своим горожанам.

Городская среда — понятие более синтетическое и сложное, чем просто архитектурное решение, генеральный план. Многие элементы городской среды мы можем описать в техническом задании, о многих никто не задумывается, большинство не замечают. Однако все чувствуют, что здесь хорошо, а там плохо, в этом городе уютно, а в том все время чувствуешь себя одиноким, сюда хочется вернуться, а оттуда убежать. Студенты-промдизайнеры IV—V курсов СПбГХПА им. А.Л. Штиглица попытались немного разобраться в этих тонких материях.

Кафе на территории яхт-клуба. Петровская коса. Олег Орлов. 5-й курс. руководитель Сергей Хельмянов Кафе на территории яхт-клуба. Петровская коса. Олег Орлов. 5-й курс. Руководитель Сергей Хельмянов

Вопросы

Что если взять и удалить из города весь «дизайн»? Торговые павильоны, рекламу, остановки транспорта, урны, скамьи — все это долой! Будет ли это город, пригодный для жизни, а соответственно, будет ли это вообще город?

Мы живем в городах, ходим и ездим по улицам, работаем, отдыхаем, веселимся, грустим, создаем что-то совершенное и серьезное, порой по ходу разрушая гораздо более совершенное и серьезное.

Дизайн — это один из инструментов, помогающих нам жить в городе. Если мы захотим принудительно упорядочить все то, что нам нравится в новом единообразии, и вовсе удалить то, что не нравится, — это улучшит наш город или сделает его бездыханным? Станет ли от этого город совершеннее?

Эти вопросы преследуют любого, кто вторгается в сложившуюся ткань города. Многие из них можно описать, сформулировать, а многие из них столь тонки, что формулировке логическим языком не поддаются. Эти вещи можно только почувствовать. Фактура окраски старых дверей магазина, растрескавшаяся плитка в парадном, трещина на переплете витражного окна, проржавевшая чугунная решетка. Что с этим делать? Учесть или пренебречь?

Элементы благоустройства Арсенальной наб. Роман Зенин. 4-й курс. Руководитель Светлана Мирзоян Элементы благоустройства Арсенальной наб. Роман Зенин. 4-й курс. Руководитель Светлана Мирзоян

Проблемы

Недружелюбность городской среды — одна из основных проблем большинства современных городов. В России, с ее сложным климатом, она обостряется предельно. Улицы, не располагающие к прогулке по ним, разрушают городской микроклимат, создают отрицательный эмоциональный заряд как людям, живущим в городе, так и туристам. Низкофункциональные торговые зоны понижают коммерческую эффективность использования территорий, ухудшают культурный фон города.  Парковые зоны, где невозможно передохнуть или даже просто посидеть, превращаются в заброшенные, вытоптанные и захламленные обиталища асоциальных персонажей.

Многие дизайнеры обращают внимание: разбить монументальный парк, установить «стотонный» и часто безвкусный монумент — на это внимания хватает, это считается достойным приложения художественных сил. А поставить в сквере скамейки, для того чтобы человек мог там просто передохнуть, не считается достойным внимания. Дружелюбность городской среды — основная задача, которую мои студенты решали в данном проекте.

Вторая, и не менее существенная, проблема, выявленная студентами, — это стилистическая дилемма. Как вращивать объекты в уже сложившийся городской строй? Проблема серьезная, не имеющая однозначного ответа и единообразного приема решения. Вновь возводимые объекты должны вступать в дискуссию с окружающим миром или всецело подчиняться и растворяться в нем? За последние десятилетия в сфере архитектуры масса удачных и неудачных иллюстраций обоих подходов.

Остановочный павильон и элементы благоустройства для прибрежных территорий Васильевского Острова. Вероника Чередникова. 5-й курс. Руководитель Сергей Хельмянов Остановочный павильон и элементы благоустройства для прибрежных территорий Васильевского Острова. Вероника Чередникова. 5-й курс. Руководитель Сергей Хельмянов

Поиск ответов

Программа пятого курса кафедры промышленного дизайна включает в себя рассмотрение взаимодействия и взаимовлияния комплекса «человек — среда обитания — объект». В данном проекте я попытался подтолкнуть студентов к анализу предпроектной ситуации, применяя инструменты логики, с одной стороны, и инструменты образного и чувственного восприятия — с другой.

Рассмотрение влияния городской среды на объекты урбанистики студенты начали с анализа стилистических трендов в сфере городского дизайна и анализа эстетических характеристик объектов российского (советского) промышленного дизайна. Собранный материал представлял собой своего рода «спектральный анализ» эстетических характеристик объектов. Ответы на вопрос, что привлекает человека в тех или иных объектах дизайна в сегодняшнем мире, в историческом контексте, и являлись тезисами для создания новой эстетики городской среды и объектов, ее формирующих. Визуальная простота и в то же время художественная проработанность; технологичность и выразительность материалов, дружелюбность.

Так была создана база для понимания критериев, с которыми стоит подходить к оценке городской среды и ее элементов. И база эта включала в себя как аналитические выводы, так и эмоциональные образы.

На следующем этапе работы необходимо было оценить локальные участки территории города, понять его проблемы и приложить логически выведенные свойства среды и объекта к конкретному месту.

Элементы системы благоустройства площади перед ТЦ «Галерея» Оксана Скрипко. 5-й курс. Руководитель Сергей Хельмянов Элементы системы благоустройства площади перед ТЦ «Галерея» Оксана Скрипко. 5-й курс. Руководитель Сергей Хельмянов

Ответы

Из конкретного места под влиянием окружения, атмосферы вырастают объекты, логично и эмоционально связанные с порождающей их средой. Пустырь на территории яхт-клуба подталкивает к организации на его засеянной травой плоскости уличного кафе, трансформирующегося в зависимости от сезона. Вантовые конструкции, мембраны тента, палуба террасы — все это рождено из понимаемых образов окружения. В то же время степень интерпретации такова, что, воспроизводя подобный объект промышленным способом, тиражируя его, можно разместить его и в других частях нашего вполне морского города.

Не сильно уютная мощеная площадка перед торговым комплексом «Галерея» подтолкнула автора к созданию целого набора элементов, зонирующих открытые пространства, предоставляющих человеку места для отдыха и общения. Простые по геометрии модули позволяют собрать бесконечное множество вариантов компоновки и включают в себя как урны, кашпо и сиденья, так и светильники, торговые автоматы и световые рекламоносители. В проекте автор предложила развитие данной концепции в торговые и остановочные павильоны. Нейтральная стилистика объектов и традиционные материалы (гранит, дерево, металл, стекло) позволяют вписывать данную систему в диаметрально различные пространства.

6 Остановочный павильон для трамваев с элементами озеленения. Мария Кафеева. 5-й курс. Руководитель Сергей Хельмянов

В другом проекте автор предложила концепцию остановки транспорта, подобную станциям петербургского метро, с двойными дверями. Остановка становится более закрытой от внешней среды (если так можно сказать об абсолютно стеклянном павильоне). Двойные двери делают нахождение на остановке более безопасным, а функция оплаты проезда и доступа в трамвай переносится в остановочный павильон. Стеклянный параллелепипед павильона разделяется лишь автоматами по продаже билетов и справочными терминалами, а крыша превращена в висящий садик.

Не сильно обжитые территории на берегу Финского залива навеяли одному из авторов систему благоустройства, построенную на цитировании фактур бревен, выброшенных морским прибоем. Другой автор свою систему велопарковок и уличных кафе построил на образах камней, лежащих на мелководье Маркизовой лужи. А почему бы и нет?

Некоторые проекты стремятся ответить на запросы современности, другие —  традиционны. Но есть нечто общее, что их объединяет. Это попытка максимально включить в проектируемые объекты элементы природы — будь то озеленение или подсвеченные декоративные, замшелые булыжники. Объекты в целом демократичны, чисты, по большей части лишены декора. Я увидел целый спектр решений, позволяющих сделать Санкт-Петербург дружелюбнее к своим обитателям, горожанам, которые на самом деле и есть Город.

Элементы системы благоустройства для ул. Малая Конюшенная.Марина Баранова. 4-й курс. Руководитель Светлана Мирзоян Элементы системы благоустройства для ул. Малая Конюшенная. Марина Баранова. 4-й курс. Руководитель Светлана Мирзоян

Уличное бистро для ул. Гангутская. Георгий Лефтар. 5-й курс. Руководитель Сергей Хельмянов Уличное бистро для ул. Гангутская. Георгий Лефтар. 5-й курс. Руководитель Сергей Хельмянов