Пока Невский проспект ремонтируют, активисты движения "Красивый Петербург" обсуждают идею отдать улицу пешеходам на летний уикенд улицу пешеходам. Читайте комментарий заинтересованного лица - главреда ART1.

Все горожане в курсе, что уже вторую неделю по субботам и воскресеньям стали закрывать Невский проспект для автотранспорта — все лето на магистрали будут снимать асфальт и класть новый. В прошедшие выходные это была часть от Адмиралтейства до канала Грибоедова, в следующие работы продолжатся до Садовой, и так далее до самого конца июля, когда будут ремонтировать участок от площади Восстания до Суворовского проспекта. Те же, кто пропустил эту информацию и в прошлый уикенд вышел из метро на ставший пешеходным Невский, могли пережить сильные эмоции, причем как отрицательные, - в случае, если торопились куда-то, - так и положительные. Именно эти плановые работы натолкнули активистов движения «Красивый Петербург» на мысль отдавать в летние месяцы по выходным главный проспект города пешеходам, сейчас эта идея обсуждается голосованием на страничке движения. Из пяти сотен проголосовавших пока что 45 процентов считают это отличной идеей, а еще 33 предлагают оставить общественный транспорт (хотя как раз такое половинчатое решение трудно представить на практике). Невский закрывают для ремонта и перекладки асфальта не в первый раз, но в современной ситуации, когда, с одной стороны, общественная активность максимально репрессирована, и сопровождается всплеском интереса к урбанистике с другой стороны, свободное пространство всего Невского проспекта воспринималось едва ли не революционно. Если вспомнить знаменитый лозунг 68 года, то, может быть, под мостовой действительно пляж, кто знает?

2013_07_07_zloba pustoi Nevskij

ART1 обратился за комментарием к своему главному редактору — жителю дома № 13-15 по Садовой улице (он же дом № 50 по Невскому проспекту). Это единственно жилое здание на углу Невского и Садовой. Вот что ответил главред:

Каждый городской праздник превращается для жителей центра в бытовую и экологическую катастрофу. Битые бутылки, мусор, подворотни, превращенные в общественные туалеты. Зная о готовящемся проведении каких-нибудь Алых парусов, или еще каком-нибудь празднике, мы стараемся на эти дни уехать из города. Непривычная перспектива восприятия Невского с проезжей части, по которой можно гулять, видимо, лишает значительную часть гуляющих остатков рассудка. Наш двор — первый от Невского проспекта по Садовой улице. И до того дня, пока его не закрыли воротами и не поставили круглосуточную охрану, в обычные-то дни в подворотню приходилось входить задерживая дыхание. А о городских праздниках и говорить нечего! Сейчас, к счастью, ситуация для жителей Центрального района меняется к лучшему — почти все дворы защищены воротами, и жители стараются переждать осаду в своих крепостях. Это я выступаю с точки зрения обывателя, чей комфорт нарушается проведением городских гуляний.

Но есть и другая точка зрения, которую я хочу озвучить с позиции урбаниста. Городу катастрофически не хватает соразмерности человеку, обустроенности городской среды, формата живых пешеходных зон. Две пешеходные улочки в центре города — еле живая Малая Конюшенная и чуть более активная Малая Садовая — их катастрофически мало для формирования дружелюбной среды городского центра. Поэтому с позиций создания комфортной среды для горожан и туристов, закрытие Невского проспекта для транспорта было бы, безусловно, революционным и благим делом. Понимаю, что для транспортной инфраструктуры Невский имеет огромное значение и пускать потоки машин в объезд пока негде. Но закрыл же Майкл Блумберг Таймс Сквейр для автомобилей, несмотря на опасения транспортного коллапса на Манхэттене! И ничего, пережил Нью-Йорк. А сама площадь обрела совершенно новую жизнь и значение. Есть пример Брюсселя, где важнейшие транспортные артерии убраны в сеть подземных тоннелей — это также могло бы стать решением проблемы Невского. Другой пример — прекрасная пешеходная улица Истикляль в Стамбуле с одними трамвайными путями посередине. По длине она сравнима с Невским в его главной части от Адмиралтейства до площади Восстания. Так что примеров много. И городские власти могли бы взять лучшее из зарубежного опыта и преобразовать центральный проспект Санкт-Петербурга в одну из самых знаменитых пешеходных зон мира — архитектурное богатство Невского позволяет это сделать.

Есть еще одно возражение противников пешеходного Невского — мол, климат Санкт-Петербурга позволит пешеходной зоне полноценно жить от силы пять месяцев в году. Но на то и существуют сложности, чтобы обращать их в свою пользу. В мире нет ни одной известной пешеходной зоны, которая в холодное снежное зимнее время превращалась в территорию зимнего веселья с горками, катками, снежными крепостями и прочими радостями снежных широт. Если реализовать этот проект с пониманием и цивилизованно, то, я уверен, ни один из жителей центра возражать не будет. И я в числе первых буду отстаивать реализацию подобного проекта.