«Вуди Аллен» (Woody Allen: A Documentary). Режиссер Роберт Б. Уайде. В ролях: Вуди Аллен, Летти Аронсон, Пенелопа Крус, Скарлетт Йоханссон, Джош Бролин, Мартин Скорсезе, Джон Кьюсак, Дайана Китон, Ларри Дэвид,  Мэриел Хемингуэй. США, 2012.

Woody-Allen

На экране загораются титры: белые буквы на черном фоне, фирменный шрифт. Играет джаз: кларнет, банджо – может быть, Сидней Беше или Каунт Бэйси. Точно что-то довоенное. Звучит закадровый голос. Так начинается множество фильмов Вуди Аллена. Так же начинается фильм и о нем самом.

Аутентичное вступление, кажется, обещает многое, но на деле ничего более концептуального режиссер Роберт Б. Уайде выдавить из себя не сможет. Два часа картины тянутся в формате телевизионного каравана историй. Интервью с коллегами перемежаются документальными врезками и фрагментами из фильмов. Есть даже момент, где Вуди стоит у дома в Бруклине, в котором прошло его детство. Для пущего сходства с ТВ фильм дублирован. Хотя, казалось бы, в ограниченном прокате Скарлетт Йоханссон вовсе не обязательно говорить тем же голосом, что и Джошу Бролину.

Впрочем, рассуждать о талантах Роберта Б. Уайде вовсе не обязательно. Зрители, которые решат пойти на фильм, сделают это ради другого режиссера.

История строго следует хронологии. Начинается рождением и по-американски заканчивается выдающимся коммерческим успехом Midnight in Paris. Между двух крайностей разворачивается несколько подсюжетов.

Один – про карьеру. Вуди превращается из автора газетных шуток в режиссера, обладателя связки Оскаров. Для отечественного фан-клуба интересней всего будет старт карьеры. Мало кто видел, как Аллен кривлялся на вечерних ТВ-шоу. Или как он практически заваливался на микрофонную стойку, чтобы побороть волнение, выступая в стендап-клубах.

Другой – про женщин. Дайан Китон рассказывает, как соблазняла Аллена. Сам Вуди рассказывает про Миу Фэрроу. Луиза Лэссер, Мэрил Хемингуэй, Дайэнн Уист, Мира Сорвино, Наоми Уотс проходят как бы между прочим. Скарлетт Йоханссон признается в любви.

Третий про творчество. Схема вполне традиционна. Успех первых комедий, затем «Энни Холл» и «Манхэттен», затем триумфальное возвращение с «Матч Поинт». Примечательно, что роль драматического провала играют «Воспоминания о звездной пыли», в подтверждение чего даже демонстрируется неблагожелательная заметка Полин Кейл.

Фильм представляет феномен Вуди Аллена как нечто естественное, само собой разумеющееся - видимо, чтобы не травмировать американского телезрителя излишними сложностями. В самом деле, понять, почему интеллектуальный невротик, большей частью шутящий о боге и психоанализе, стал одним из самых успешных режиссеров современности, не так-то и просто. С одной стороны, Вуди смог оказаться в кино благодаря эпохе. После коммерческого успеха «Беспечного ездока», который по всем представлениям кинобизнеса должен был провалиться, воротилы Голливуда развели руками и допустили до кино поколение молодых режиссеров. Вуди Аллен начинал тогда же, когда Коппола, Спилберг, Эшби, Богданович, Скорсезе, Лукас, Малик, Олтмен, Фридкин. При этом, будучи представителем поколения режиссеров, зараженных идеями авторского кинематографа, Вуди, кажется, оставался и частью другой эпохи. Кино Аллена мог бы снимать Чаплин или братья Маркс, окажись они в 70-х. Возможно, в этом и состоит его секрет: снимая авторское кино, он одновременно снимает и жанровое. Просто жанр, в котором он работает, называется «Вуди Аллен».