Витиеватая видеоистория Nine Inch Nails знала множество кренов и резких поворотов. От компрометирующей гомосексуальной и садомазохистской эстетики Резнор-бэнд кочевал в сторону и совсем гладких клипов, и очередных неудобных видеоманифестов. А совсем недавно коллекция NIN пополнилась свежей работой – Дэвид Линч снял клип на песню Came Back Haunted.

Трент Резнор и Дэвид Линч на съемках клипа на Came Back Haunted Трент Резнор и Дэвид Линч на съемках клипа на Came Back Haunted

Официальную видеографию Nine Inch Nails открывают два клипа Эрика Циммермана. В Down In It группа обращается к стилистике «испорченного» синти-попа – это довольно наивная история тинейджеров-наркоманов. Head Like A Hole сопровождена стильным псевдолайв-клипом, в котором примечательны горы кассетной пленки – в 1960-х она была частым элементом фильмов Маурисио Кагеля.

Однако особое место среди ранних работ группы занимает видео на песню Sin режиссера Бретта Тёрнбула. Из-за содержания клип нигде не транслировался и впервые появился на VHS Closure 1997 года. Карнавально-эзотерические кадры а-ля Дерек Джармен соседствуют с гомосексуальными сценами и огромным гироскопом, в котором вращается Трент Резнор. Всякая любовь приравнивается если не к страданию, то к девиации, а бесчеловечный индустриальный антураж соединяется и с магическим, и с нарочито документальным.

 

 

За видео-оформление EP Broken взялся Питер Кристоферсон – отец-основатель индастриала, участник Throbbing Gristle и Coil. Кристоферсон в 1993-м году снял двадцатиминутный Broken Film в стилистике бескомпромиссных snuff-хорроров. Хотя большая часть фильма, кроме почти безобидного клипа на Wish, ясное дело, никогда не бывала на ТВ, пиратские пленки с фильмом были вполне доступны. В 2005-м Broken Film всплыл в DVD-качестве на одном из американских трекеров – по самой распространенной версии сам Резнор эту утечку и организовал.

В Broken насилие становится главной темой. Сцена повешения, перемежаясь с кадрами BDSM-утех, открывает и закрывает фильм, образуя кольцевую композицию. Насилие в Broken Film тотально – оно исходит и от самого страдающего, и от некой организованной государственной системы, и от разъяренной толпы, которая набрасывается на группу в конце Wish, и от маньяка, который подвергает свою жертву изощренным истязаниям (именно эту часть и снял Кристоферсон). Фильм пропитан гомосексуальностью – за все двадцать минут в объектив камеры не попадет ни одна женщина. При этом Broken никак не назовешь ни оценивающим, ни «пропагандирующим»; скорее это мир, показанный через извращенную маскулинную призму.

Фрагмент из BrokenFilm, клип на HelpMeIAmInHell снял Эрик Гуд, не только режиссер, но и оформитель витрин и интерьеров ночных клубов.

 

 

Клип на Closer, снятый в 1994 году Марком Романеком, работавшим с Ленни Кравицем, Мадонной и Дэвидом Боуи, стал очередной важной вехой в трансформации имиджа и саунда NIN. Трент-бэнд приходит к выпуклому, отшлифованному и продуманному звуку, при этом музыка становится и электроннее, и тяжелее. А по-панковски хаотичный и агрессивный облик команды сменяется более изощренным и уравновешенным стилем. Помимо прочих регалий и высоких мест в разных хит-парадах, это видео находится в постоянной экспозиции MoMA, Музея современного искусства в Нью-Йорке. А в 2006 году, по итогам голосования зрителей VH1 Classics, клип попал на первое место в списке «20 величайших музыкальных видео всех времен».

Видеоряд на Closer почти полностью отказывается от эротических перверсий. Им на смену приходят вполне традиционные гетеросексуальные влечения, а главной мишенью здесь становится христианская религия. Индустриальная грубость подменяется ретрофутуризмом алхимической лаборатории и теплой сепией, которая появилась вполне аналоговым методом – Closer снимали на старую пленку.

От документальности не осталось и следа – Closer мгновенно считывается как красивая, полная образов постановка. Персонаж Резнора стенает, левитирует, с фаустовским пафосом наигрывает заключительную мелодию – словом, если и страдает, то исключительно головой. К телам здесь трепетное, почти музейное отношение.

Интересно, что стилистику клипа позаимствовал и Дэвид Боуи. Видео на песни Heart’s Filthy Lesson и Strangers When We Meet сняты в очень похожей манере, что не так уж странно — Резнор и Боуи в то время много работали вместе. В 1995-м лидер NIN выступал вместе с «хамелеоном рок-музыки» в туре Outside, а затем засветился и в его клипе I’m Afraid Of Americans.

 

 

Двухдисковый The Fragile, записанный в 1999-м, стал заявкой на творческую зрелость. В клипе We’re In This Together режиссера Марка Пеллингтона отклонения уступают по-голливудски выхолощенным черно-белым картинкам и монументальным конфликтам. Снятое не без оглядки на «Метрополис» Фрица Ланга, видео концентрируется на вещах, которые массовая культура понимает как «серьезные» и «взрослые». Тут и более-менее успешное противостояние безликой системе, и образ матери, и тоска по единственной и прекрасной. Большая форма! Резнор в клипе, кстати, впервые выражает вполне человеческие эмоции.

 

 

В 1995-м у Резнора возникает длительная и продуктивная коллаборация с американским режиссером Дэвидом Финчером. В титрах триллера Se7en («Семь») звучит ремикс на Closer, за создание которого ответственны Coil. В начале 2010-х Резнор напишет саундтреки к финчеровским хитам проката «Социальная сеть» и «Девушка с татуировкой дракона». А еще в середине 2000-х плодом сотрудничества с Финчером стал клип на песню Only. Впрочем, особого упоминания заслуживает и студия Digital Domain, которая сделала замечательную компьютерную графику.

Only – очередной слом в видеографии NIN. В нем Резнор отказывается от драматических конфликтов, в кадре – старенький по современным меркам макбук, колонки, маятник Ньютона, чашка кофе и так называемый pinscreen, в котором разворачивается трехмерно-графическое действие. Индустриальная атмосфера приходит в офис и по пути теряет все мрачные, острые моменты. Only выглядит стерильно, асексуально и пытается держаться на острие современности. Очевидно, что в 2005-м году цель была более чем достигнута – остается только позавидовать, как быстро Резнор среагировал на всеобщую гаджетизацию. Сегодня же это видео смотрится как стильное, любопытное ретро.

 

 

На альбоме YearZero Трент серьезно заболевает политическим активизмом, протестной риторикой и социально-апокалиптическими настроениями. Не странно, что очередное видео NIN на песню Survivalism, на этот раз снятое самим Резнором, арт-директором группы Робом Шериданом и режиссером Алексом Лью, концентрируется на оппозиционных настроениях. Survivalism отсылает к визуальному опыту реалити-шоу в замкнутых пространствах. Видеоряд созвучен параноидально-антиутопическим настроениям пластинки – движение каждого человека фиксирует всевидящая тоталитарная государственная машина.

Мониторы показывают жизнь многоквартирного дома: в одной из комнат играют NIN, в других употребляют наркотики, резвятся гомосексуалы, пожилая пара коматозного вида смотрит телевизор. Относительное спокойствие дома нарушают спецназовцы. Так как дело происходит в вымышленном будущем, а не в современной России, то и под госприцел попадают участники индастриал-бэнда, а не двое парней в кровати.

 

 

В 2010-м году Резнор со своей женой, Мэрикуин Маандиг, создает группу How To Destroy Angels, названной по имени раннего сингла Coil. Позже в состав HTDA пришли Роб Шеридан и продюсер Аттикус Росс.

How To Destroy Angels сложно назвать последователем NIN – проект тяготеет к прямолинейным ритмам, индифферентным мелодиям и более аскетичной звуковой картине. Поэтому и клипы HTDA являются, скорее, шагом в сторону от видеографии NIN, чем ее продолжением.

Видео на песню The Space In Between с дебютного EP снял английский режиссер Руперт Сандерс, известный работами в рекламе. Под стать среднетемповому трип-хоповому мраку неспешный видеоряд показывает две параллельные сцены. В одной комнате соседствуют ничего не подозревающая зрелая пара и дуэт мертвых персонажей Трента и Мэрикуин. Время клипа идет постфактум, накал создается наслоением обыденно-бытового и призрачного, уже случившегося.

 

 

Летом 2013-го стало известно, что Nine Inch Nails возвращаются из продолжительного творческого отпуска. Причем возвращаются не ради жаркого фестивального сезона, а с новым альбомом, и осенью едут в турне. Первой ласточкой с грядущего диска стала почти танцевальная вещь Came Back Haunted, клип на которую снял Дэвид Линч.

Линч не только не впервые работает над музыкальными видео, но и известен своей музыкальностью – не считая гостевого участия, он записал два сольных альбома, последний из которых, TheBigDream, вышел в 2013 году. Ранее режиссер снимал клипы для Криса Айзека, Interpol и Moby. С Резнором Линч работал в фильме «Шоссе в никуда» – лидер NIN продюсировал саундтрек фильма, кроме своих включив туда песни Мэрилина Мэнсона и малоизвестных тогда Rammstein.

Came Back Haunted напирает на физиологическое воздействие истошно мелькающими цветами, дергающейся камерой и скачущими статичными картинками – перед просмотром клипа зрителей предупреждают об опасности эпилептического припадка. Видеоряд по-линчевски, с ног на голову, эстетичен. Интересно, что некоторые визуальные решения клипа перекликаются со стилистикой, в которой был оформлен альбом The Slip, ни на одну песню из которого не было официального видео. Цветовая гамма, красные квадраты, хаотично перемещающиеся точки – эти элементы будто перешли из буклета прошлого релиза NIN.

Клип Линча и резюмирует, и расширяет видеотеку NIN – с одной стороны, совсем абстрактные видео не характерны для группы, с другой – здесь есть явная симпатия ко всяческим девиациям. Учитывая, что группа опять вернулась на мэйджор (на этот раз это Columbia), можно ожидать, что новый альбом под названием Hesitation Marks обзаведется еще несколькими клипами.