«Страсть» (Passion). Режиссер: Брайан Де Пальма. В ролях: Рейчел МакАдамс, Нуми Рапас, Каролина Херфурт, Пол Андерсон, Райнер Бок,Бенджамин Сэдлер, Михаэль Рочопф, Макс Урлахер, Доминик Раке, Иэн Т. Дикинсон, Франк Виттер, Лейла Росарио, Александер Яссин. Германия, Франция, 2012. 100 мин.

Passion

Глава рекламной кампании Кристин, властная блондинка с ярко-красными губами, привлекает к разработке очередного ролика свою протеже, скромную брюнетку Изабель. Гениальная идея приходит к Изабель во сне: мобильный телефон с встроенной видеокамерой можно «запустить» в задний карман джинсов рыжеволосой секретарши, чтобы механическое око подглядывающего отследило реакцию мужчин на округлые формы. Секретарша свое участие в ролике истолкует особенным образом, а Кристин и вовсе присвоит головокружительный успех идеи себе. Изабель же поначалу будет скромно кивать, выслушивая от начальницы слезные рассказы о травмах детства с участием сестры-близнеца, но со временем научится мстить прямо в офисе, из окон которого открывается вид на здание Рейхстага.

Новый триллер Де Пальмы – не просто смешение жанров, торжество стиля и змей подколодных, но еще и усмешка, добротный плевок в лица тем, кто всегда обвинял маэстро в плагиате – пусть умелом, но все же подражании Хичкоку. «Страсть» уже своим названием опережает возгласы гневно настроенных блюстителей канонов кинематографа.

Эта не та страсть, о которой вы подумали, это не тот детектив, где концы сошлись с концами, это шизофрения, но не совсем клиническая. «Страсть» шагает куда дальше, чем «Crime d’amour» Корно, хотя формально остается ремейком. Отголоски нуара сочетаются здесь с бесконечными цитатами из собственного триллера «Сестры» (первый признанный фильм ужасов Де Пальмы) с его мистическими близнецами, сплит-экраном, системой подглядывания. Стерильное убийство (как тут не вспомнить Линча?) выглядит гротескным, несуществующим, картинным, но ничуть, однако, не снимающим нарастающее напряжение. Многочисленные клише пытаются сбить с толку, убеждая простых и наивных, что «Страсть» - вчерашний день, а Де Пальме пора на покой. Но ничего не выходит: автор «Страсти» превзошел сам себя, высмеивая все возможные нормы поведения в кино, демонстрируя неприличные жесты всем критикам мира, высвечивая сквозь безупречный визуальный материал постмодернистскую картину мира с двойным дном. И если содержание фильма и хромает, причиной тому – не недостаток таланта, а намеренное дуракаваляние.

После выхода на экран псевдодокументальной ленты «Без цензуры», где любительские съемки американских солдат в Ираке, насилующих и убивающих мирных жителей, вовсе не выглядели имитацией, режиссер вернулся к игровому кино. Вернулся, чтобы создать антипод «Без цензуры». Если в фильме про солдат искренний ужас от происходящего сменил заламывание рук и роковых красоток, то «Страсть» вновь позволяет расслабиться и подмигнуть всем великим, кто когда-либо снимал триллеры с серьезным лицом. Хулителям на потеху Де Пальма даже вплетает в свою историю столь любимый Хичкоком макгаффин – «дырку от бублика», без которой история развалилась бы на части. В роли макгаффина – не вполне ясной вещи, которой все жаждут обладать, – выступает здесь белый шарф.

Именно шарфик, циркулирующий между участниками событий, является персонажем куда более важным, чем, к примеру, обаятельный Дирк. Феминистки будут в восторге: единственный, по сути, мужчина в фильме, Дирк нужен только для того, чтобы оттенить те или иные грани мастерства коварных  красоток. Зато шарф служит одновременно дорогим подарком, фетишем, предметом обсуждений и важной уликой – как сказал бы журнал Glamour, «must have этого сезона».

Ко всему прочему, вашему вниманию предлагаются белоснежные маски, высокие каблуки и фальшивые антидепрессанты на случай, если вдруг придется заметать следы или найти объяснение тому, что выглядишь плохо. Расстройство личности от аскорбинки, кстати, уже упомянуто в недавнем «Побочном эффекте» Содерберга, что отныне их с Де Пальмой очень роднит. Модные тренды дают о себе знать, так что теперь стоит помнить: помимо красной помады, коктейльных вечеринок и однополой любви стоит еще позаботиться о не имеющих эффекта таблетках и вызываемой ими головной боли.