"Камилла Клодель, 1915" (Camille Claudel, 1915). Режиссер Брюно Дюмон. В ролях: Жюльетт Бинош, Жан-Люк Венсан, Эмманюэль Кауффман, Марион Келлер, Армель Лерой-Роллан, Робер Лерой. 2013.

camille-claudel-1915_

Мадемуазель Камилла Клодель, известная как своими гениальными скульптурами, так и не сложившимися отношениями с Огюстом Роденом, в 1915 году обретается в психиатрической лечебнице, окруженная живописными гористыми пейзажами, другими пациентками учреждения и смиренными монахинями-сиделками. Существование ее нерадостно: общая подавляющая обстановка в сочетании с манией преследования, тоской по родным (поместившим ее сюда без согласия) и свободе. Три дня ее жизни, составляющие действие фильма, вряд ли сильно отличаются от остального бесконечного количества дней, которые Камилла провела и еще проведет в этих стенах: 29 лет, вплоть до самой смерти. Впрочем, младший брат Камиллы, Поль, дипломат и религиозный деятель, должен вот-вот навестить сестру, и ожидание радостного события превращает ее мрачную действительность в некое подобие праздника: она надеется не только на встречу с любимым родственником, но и на то, что он заберет ее отсюда.

Отстраненно, без намерения позабавить зрителя диковинкой, без гротеска и экзорцизма, Дюмон ведет хронику безумия, восстановленную по переписке реальной мадемуазель Клодель с братом и по медицинским документам. Три нескончаемых дня, вырванных из печального бытия Камиллы, режиссер практически не комкает и не приукрашивает: время в лечебнице тянется ой как медленно - так же медленно оно течет и на экране. Чтобы можно было вдоволь разглядеть все подробности: серые каменные стены, приволакивающих ногу, горбящихся, кружащихся на месте, открывающих в бессмысленном смехе гнилозубые слюнявые рты призраков в черных одеждах (по традиции, Дюмон и в этот раз снял непрофессиональных актеров – настоящих сумасшедших) – постоянных спутников женщины, которая когда-то создавала прекрасное. Чтобы понять, почему постоянная маска безучастности на ее лице внезапно взрывается то слезами, то агрессией, то лучезарной улыбкой (Бинош замечательно хороша и естественна в этой роли), а комок глины в ее пальцах больше никогда не обретет формы. Чтобы почувствовать, что это такое – отсутствие возможности распоряжаться не только своим телом, но и рассудком.  Однако пока что, несмотря на добольничные и больничные травмы, героиня выглядит относительно нормальным человеком не только рядом с товарками по несчастью, но и на фоне брата, что фанатично рассуждает о боге и проповедует, при этом отказываясь от возможности совершить истинно христианский поступок – забрать Камиллу из лечебницы.

Несмотря на отстраненность, режиссер явно симпатизирует своей героине. К приговору в итоговых титрах, сообщающих о смерти Камиллы в стенах больницы спустя долгие, долгие годы, на ее лице появляется слабая, но ровная улыбка: Дюмон дарит ей хотя бы спокойствие, если не может дать свободы.

camille-claudel-1915-13