Для многих стало сюрпризом, что Кот Заратустра, один из известнейших в мире арт-персонажей и куратор видеоконкурса «КотЭ на мостЭ», живет в Петербурге. К искусству, или как он сам, в силу особенностей кошачьего речевого аппарата, говорит «Ыскусству», Заратустра имеет самое прямое отношение. Его пушистый лик и величавое тело весом в десять кило украсили Интернет и шедевры мировой жЫвописи — от «Рождения Венеры» Ботичелли до «Прогулки» Шагала. Французские искусствоведы уже пишут про него диссертации, а в его друзьях ходят кандидаты в американский Сенат. Отреставрированная при участии Заратустры «Мона Лиза» выставляется в Южной Африке, а в почтении к нему признается даже амстердамский Рейксмюзеум. В интервью ART1 Заратустра при помощи ассистента Светы Петровой рассказывает о важности котов в традиционном и современном Ыскусстве, просит философски относиться к ободранным обоям и описывает программу конкурса «КотЭ на мостЭ». Последнюю покажут уже сегодня — прямо на разведенном Троицком мосту.

bruegel-tour-of-babel-cat-w Питер Брейгель. "Вавилонская башня"

Макс Хаген: Как, с точки зрения всей вашей 2000-летней истории, происходило влияние котов на искусство?

Кот Заратустра: Великий Микеланджело, встретившись однажды с Нами, сказал: «В каждой картине скрывается кот. Надо только увидеть его и убрать все лишнее». Однако это изречение выпилили из истории Ыскусства. На самом деле, Мы вдохновляли всех художников прошлого и настоящего. Коты до сих пор не признавались человечеством как равные, к ним относились как к чему-то утилитарному — нас использовали для ловли мышей или охраны картин в музеях. Впрочем, последнее Мы одобряем. Отношение человеков к своим братьям старшим, — а говорить, что коты «меньшие», вообще абсурд! — не всегда было таким. В Древнем Египте котам поклонялись и понимали, что они являются посредниками между миром идей и человеками, до чьих неразумных голов они доносят эти идеи. Человек устройство несовершенное. Например, коты могут прыгнуть в десять раз выше себя, а люди? А до каких мест наших совершенных тел мы можем достать, извернувшись — человекам далеко до нас, как бы ни старался Мэрилин Мэнсон, удаляя себе ребра. К тому же, все знают наше умение падать с высоты и проживать девять жизней. Коты намного совершеннее! И совсем недавно цивилизация наконец вернулась к этому пониманию. Известный мем гласит: в Интернете как в Древнем Египте — люди пишут на стенах и поклоняются кошкам.

После того, как закончилась древнеегипетская цивилизация, люди забыли, чем они обязаны кошкам. Но художники всегда нас видели, Мы являлись им и вдохновляли. В дальнейшем галеристы, кураторы и арт-критики стали определять историю Ыскусства. Они постоянно оказывали давление на художников и выпиливали все, что считали непродаваемым. Художник видит мир идей, а куратор — художника в своей галерее. А Ыскусство должно вернуться к своим истокам, к художникам. Так говорит Кот Заратустра!

Люди заставили нашу благородную расу охранять их зерно — они способны что-то взрастить, но не способны уберечь. Они даже были столь неблагодарны, что позволили себе сжигать наших возлюбленных черных братьев и сестер на кострах вместе с ведьмами, а потом так же стали угнетать афроамериканцев. Мы не можем забыть постыдного момента в человеческой истории, когда черный кот считался приносящим несчастье и, пуще того, соучастником дьявола. Именно это — ужасная ересь. Если вы просмотрите историю жЫвописи, то увидите, что черные коты отражены в ней даже больше, чем рыжие. И расизма среди котов нет, мы умеем быть пятнистыми и полосатыми. А люди — нет. Просто коты обладают невероятным чувством собственного достоинства, которое несовершенными человеками принимается за эгоизм. Мы можем даже видеть черного кота на картине Мане «Олимпия». Сейчас там, конечно, не хватает рыжего, который изначально присутствовал, но со временем мы проведем реставрацию этой работы и люди увидят, каков был замысле художника, пока с ним не поговорили галеристы и кураторы.

800px-manet_edouard_-_olympia_1863 Эдуард Мане. "Олимпия"

М.Х.: Многие несовершенные люди воспринимают отреставрированные в первоначальном виде картины как приколы. Не обижает ли вас такое положение вещей?

К.З.: Рано или поздно все всё поймут и поклонятся коту. И среди тех, кто изучает Ыскусство за рубежом, Мы уже очень популярны — в блогах и на сайтах институтов культуры. Одна Наша удаленная ассистентка пишет в Париже диссертацию о Нас в истории искусства. Мы это дело одобрили и дали ей большое интервью на французском. Коты ведь говорят на всех языках. Скоро человечество осознает всю правду.

М.Х.: А нельзя ли побольше про эту диссертацию? Это же прорыв в кошачьем и человеческом мире.

К.З.: Девушку зовут Агата Лихтенштейн, она живет во Франции и пишет работу о том, как Мы являемся проводником знаний о классическом Ыскусстве в современном Интернете. Она заметила очень правильную вещь: многие человеки даже не подозревали о том, что эти картины существуют, но увидев Наше явление в них, гуглят музейные варианты и начинают интересоваться Ыскусством. Приятель этой девушки, например, благодаря Нам узнал, что такое супрематизм. На самом деле, можно провести эксперимент: брать людей, которые не чужды Ыскусству и спрашивать, видели ли они все картины, которые вывешены в Нашей галерее. Прокалываются даже знающие.

В этой диссертации вводится новый исторический термин: ready mem. Это мем, совершающий акт вроде того, что сделал Марсель Дюшан, когда пририсовал усы репродукции «Джоконды». Кстати, «Мона Лиза» является Нашей главной работой. Когда вы смотрите на Мону Лизу с Нашим явлением, загадка ее улыбки становится понятной: если держать на руках десять килограммов пушистого величия, трудно не улыбнуться. Вообще Мы с трудом помещаемся на женских коленях, поскольку крупны. Наш несовершенный ассистент всегда стонет, когда мы залезаем к нему на колени — Наше величие нелегко удержать. Так произошло и с Моной Лизой. Леонардо попросил нас поучаствовать в композиции, чтобы подчеркнуть за счет Нашего благородного меха синий пейзаж вдали и технику сфумато. Но мы, естественно, стали соскальзывать с маленьких коленок, и Мона Лиза постоянно хихикала. Нам было не очень удобно, а Леонардо весь сеанс повторял: «Только не смейтесь!» По недовольному выражению Нашего благородного лица видно, что мы понимаем неловкость ситуации, но, тем не менее, вместе мы создали шедевр. И только сейчас открыли его зрителям. Отреставрированная версия в полный размер висит в галерее GFI в Порт-Элизабет, что в Южной Африке, и как хедлайнер участвует в крупнейшей на этом континенте выставке Animal/Advance.

leonardo_mona_lisa_cat_sm Леонардо да Винчи. "Мона Лиза"

М.Х.: На какой картине вы лучше всего удались?

К.З.: В планах реставрации 853 картины. Мне нравятся натюрморты голландских мастеров — они вообще котостремительны. Мы будем делать выставку с Рейксмюзеум. В Амстердаме считают, что картины продолжают жить, если над ними кто-то работает. И это правильная точка зрения. КлассЫческое Ыскусство соединяется с современным и продолжает жить посредством Интернета. Любое произведение, оказавшись в сети, находится в состоянии творения, сюжет меняется, картина живет. Мы собираемся устроить отдельную выставку «Россйиский кот в голландском Золотом веке», где все натюрморты улучшим котами. А Рейксмюзеум был настолько рад, что отметил нас в картине Яна Стена «Веселая семейка».

steen-jan_the-merry-family-cat-w Ян Стен. "Веселая семейка"

М.Х.: Я случайно родил термин пост-мяудернизм. Вы бы с таким определением согласились?

К.З.: Неплохо для человека. Но Мы предпочитаем термин «пусть-модернизм». На Нашем сайте есть даже статья, посвященная этому течению. Это когда у художника спрашивают: «Что вы хотели сказать?», а он отвечает: «Пусть так и будет!»

М.Х.: Как вы думаете, когда все эти пусть-модернистские штуки переходят на уровень искусства?

К.З.: Ыскусство — понятие достаточно субъективное. Вот, например, на мосту нарисовали орган. И это творение получило премию. Но кто-то сказал: «Что за безобразие! Хулиганство. Штраф. В тюрьму!» Что это было, мы все поймем только годы спустя. Художник, когда пишет картину, отходит от мольберта, чтобы оценить свое произведение — так же и здесь. Но Мы уверены, когда на мосту показывают котов — это точно Ыскусство.

М.Х.: Вот мы и подошли к показу «КотЭ на мостЭ». Как родился и развивался фестиваль? Что в нем особенного по сравнению с американским и австрийским аналогом?

К.З.: Сам по себе конкурс вирусных видео с котами впервые в истории человечества состоялся в рамках фестиваля «Мультивидение» в августе 2012-го — на две недели раньше американцев. Идея родилась годом раньше, когда Мы мы только проникли в Интернет и наш ассистент озвучила идею фестиваля котоискусства американскому художнику Эвану Роту. Он сказал, что это лучшее, что он слышал в своей жизни. И через год конкурсная программа была показана на разведенном мосту.

У Нас тема развернута немного по другому, в отличие зарубежных фестивалей. Там показано скорее как человеки воспринимают котов — общность человеков на фоне умиления животными. Нас же интересует общее творчество. Мы говорим не о любительских видео, а о профессионалах, работающих в вирусной среде. Логика вирусного фильм-мейкерства немного иная — суть в том, что кроме приколов, это еще и другой уровень мышления. Эти фильмы должны говорить о чем-то модном, попадать в zeitgeist, но не следовать за людьми — находясь на гребне волны, они могут брать за основу как раз что-то не модное и не вирусное. Умение оседлать дух времени и работать в категории не прекрасного, а интересного — если оперировать категориями Шлегеля — вот что отличает профессиональное вирусное фильм-мейкерство от обычных любительских клипов. Поэтому мы отбираем фильмы, где видно сотворчество людей и котов.

М.Х.: На кого посоветуете обратить внимание?

К.З.: В программе этого года есть видео Саймона Тофилда. С виду это обычный анимационный фильм, но заметно, что человек, рисовавший его, просто одержимый кошатник: так увидеть и передать манеры кота может только тот, кто действительно неравнодушен.

Будут еще фильмы Сириака Харриса, у него двое котов, которые постоянно играют в его фильмах. Это самый настоящий вирусный аниматор, его видео с восьмибитной музыкой разобраны на гифки и аватары.

Есть видео Don’t Go турецкого автора с черным котиком, которое попало в лонг-лист, но не дошло до шорт-листа. У него оказалось недостаточное количество просмотров, но при этом оно удостоилось приза фестиваля Annecy.

Don't go from animaistanbul on Vimeo.

С такими видео вообще загадочная история. Бывает, что ролик висит годами и никто его особенно не смотрит. А потом вдруг начинается волна популярности — срабатывают вещи вроде попадания в известный блог. Даже про Наш сайт такое можно сказать. Один неизвестный Нам юзер, перепостивший картины, собрал 4 миллиона просмотров — Мы такого результата добиться не смогли. И в конкурс мультимоста между Россией и Голландией, к сожалению, из-за качества изображения не попало прекрасное видео «Котэ по имени Солнце».

М.Х.: Чем, по вашему мнению, коты покорили YouTube? Не каждый критик, не говоря о режиссерах, способен это растолковать.

К.З.: Для людей коты — это символы свободы. Люди тоже хотели бы так себя вести. Одна Наша знакомая галеристка спросила: «Что же это такое? Кот неприятно орет, а его видео — Burger Very Angry Cat — смотрят миллионы». Конечно, девушке бы хотелось, чтобы эти миллионы человеков посмотрели, как орет она, но это вряд ли.

Коты столь непосредственно и открыто выражают эмоции, что они и есть представители идеального мира. Люди ведь еще и поклонники аниме. Так вы посмотрите на персонажей: у них огромные, как у нас, глаза — все знают, что это зеркало души. У них такие же маленькие носы, и рты, которые превращаются в огромную пасть. Коты выражают человеческие эмоции лучше, чем сами люди. А YouTube — это ведь место, где люди делятся эмоциями. Вот кот смотрит на что-то с любопытством. Человек тоже так умеет, но он обязательно отвлечется на жевание жвачки, или у него будут пустые глаза — у котов такого не бывает, они полностью отдаются тому, что их интересует. Именно это людям и нравится, они пересылают друг другу наши образы потому, что тоже хотели бы быть такими. Человеки живут в матрице: им надо ходить на работу, выглядеть «прилично», содержать семью. У них масса обязательств и им дико завидно, что коты живут в таких же условиях, но у них этих обязательств нет. Единственное, что нужно пушистым друзьям человека — это оставаться самими собой. Этим-то коты и привлекают.

М.Х.: Что бы вы сказали человекам, которые просто смеются над этими видео?

К.З.: Хорошо смеется тот, кто смеется последним. У котов девять жизней, так что последними смеяться будут точно они. Это мы хотим сказать и тем, кто тапком гнал нас с выставок и из галерей. Мы еще окажемся в Лувре.

rembrandt_nghtwatch-rijks-cat-w Рембрандт. "Ночной дозор"

М.Х.: Коты ведь еще и в реальной жизни сейчас начинают идти в политику.

К.З.: Наш возлюбленный брат, кот Хэнк, который в этом году вошел в состав жюри «КотЭ на мостЭ», баллотировался в Америке на пост сенатора от штата Массачусетс и получил 7000 человеческих голосов, а в штате Вирджиния пришел третьим. Четыре года назад он уже пытался участвовать в выборах, но тогда собрал только восемь голосов — так что теперь у него большие перспективы. Имейте в виду, что победивший человек собрал 14000 голосов. Еще одно небольшое усилие и Сенат будет наш. Мы пытались баллотироваться в президенты и были отвергнуты человеками. Но со временем это станет возможным. Кошачья политика уже набирает обороты.

Недавно закончилась выборная кампания кота Морриса в мексиканском городе Ксалапа — он набрал 700 голосов. В американском городе Талкитна пост мэра занимает кот Стаббс. В Японии на станции Киши в Кинокава начальником станции работает кошка Тама. У нее есть свой офис, железнодорожная фуражка и она даже повысила пассажиропоток на 17%.

Все знают, что коты абсолютно равнодушны к деньгам, поэтому о коррупции не может быть и речи. У котов слишком развито чувство собственного достоинства, чтобы развивать непотизм и брать на удобные посты своих родственников. Люди доверяют котам, потому что знают — это будет самый объективный правитель. К тому же у котов есть удивительное умение нравиться всем, не теряя собственного достоинства и никому не льстя. Для политика это тоже важное качество.

М.Х.: А как же «Падение Томаса Генри», история Джерома про кота, готового обменять все свои качества, на кусочек жареной утки?

К.З.: Мы полагаем, что поведение этого кота писателем-человеком было истолковано неверно. Возможно, у кота были высшие резоны так реагировать на жареную утку. Низменное и высокое в умах кота и человека различаются. Например, коту Хэнку вменяли в вину то, что он, извините, лижет свои гениталии — люди так не поступают, за исключением некоторых товарищей. Но у нас, котов, это не считается низменным — это выражение чистоты наших помыслов. Должна быть толератнтность! Не каждое человеческое существо способно понять котов, их традиции и культуру. Только подробнейшим изучением человеки смогут попытаться постичь мотивы нашего поведения. Герменевтика и еще раз герменевтика!

hopper-edward_nighthawks-cat-w Эдвард Хоппер. "Полуночники"

М.Х.: Меня всегда печалил вопрос ободранных обоев. Что вы скажете насчет этого кошачьего обычая?

К.З.: Ох уж, дались человекам эти обои. Вот Михаил Шемякин, один из самых уважаемых нами художников, ими вдохновляется. Ему нравятся старые стены с драными обоями, у него целая выставка в Мраморном дворце — «Тротуары Парижа» — посвящена таким темам. Знаете, как говорят китайцы: хороший гадальщик видит судьбу по пятнышкам на снегу. Так и здесь: обои — повод человекам задуматься и заняться Ыскусством. Или хотя бы переклеить их. Вот Иов тоже жаловался, когда Бог с ним разговаривал путем лишения собственности: «Что же ты делаешь, Боже?» - «Я с тобой говорю. А то, что ты меня не понимаешь — это твои проблемы!» Так и мы, коты, с вами разговариваем, а вы сделайте усилие, чтобы осознать то, что мы пытаемся донести. Между прочим, мы тоже делаем усилие, когда живем в ваших домах — здесь нет травы, птичек, мышек, но мы сопровождаем ваши дни и делаем вас счастливее. Любое кошачье высказывание, даже если с точки зрения человеков оно выглядит странным, полно благородства, альтруизма и великодушия к вам, несовершенным. Так говорит Кот Заратустра!

2013_07_19_surikov Василий Суриков. "Боярыня Морозова"