Никто не знает, когда и откуда появились в Сахаре воинственные кочевые племена туарегов. Они жили там задолго до прихода арабов и европейцев. Много веков туареги держали под контролем все основные торговые пути, проходившие через пустыню, и арабские торговцы платили им дань за право безопасного прохода.

2013_07_30_Tinariwen Группа Tinariwen

Формально туареги являются мусульманами, но при этом сохраняют целый ряд элементов доисламской культуры. Мужчины у них ходят с закрытыми лицами, в общественном строе до сих пор присутствуют элементы матриархата. Именно женщины считаются у туарегов хранительницами домашнего очага, традиций и письменности. Если мужчине позволяется быть неграмотным, то женщина обязательно должна уметь читать и писать. Нет у туарегов и многоженства, столь характерного для мусульманских стран Северной Африки. Согласно традиции, туарегский мужчина женится только один раз в жизни.

Туареги — народ с развитой письменной культурой. У них есть собственное письмо — тифинаг. Сейчас, в связи с подъемом национального самосознания и ростом сепаратистских настроений, оно используется даже чаще, чем письменность на основе латинского алфавита, созданная европейскими колонизаторами.

Ни арабам, ни европейцам, ни соседним народам никогда не удавалось окончательно подчинить туарегов себе. Французы смогли колонизировать территории их постоянного проживания только к 1923 году. В конце 1950-х, когда колониальная система уже трещала по швам, племенные вожди туарегов Сахары обратились к тогдашнему президенту Франции Шарлю де Голлю с просьбой предоставить им возможность создать национальное государство. Просьба эта не была услышана. Сегодня туареги проживают на территории пяти стран: Алжира, Ливии, Нигера, Мали и Буркины-Фасо. Они так и продолжают кочевать по пустыне, не признавая государственных границ. Во всех перечисленных странах туареги являются преследуемым меньшинством.

Во второй половине ХХ века среди туарегской молодежи сложилась субкультура «ишумар» (от искаженного французского chômeur — безработный). Так называют туарегов, оторванных от традиционного образа жизни и скитающихся между странами в поисках заработка. В основе этой субкультуры лежит миф об Азаваде — независимом туарегском государстве. Многие ее представители участвуют в деятельности сепаратистских вооруженных формирований. В рамках субкультуры ишумар было создано самобытное музыкальное направление — туарегский блюз. На своем языке туареги называют эту музыку «ассуф», что в переводе означает ностальгия.

Одним из основоположников ассуфа является нигерский музыкант Абдалла аг Умбадугу (р. 1962). Он принимал участие в вооруженном восстании туарегов в 1990 году, побывал в тюрьме и в изгнании. Официально вернуться в родной Нигер музыкант смог лишь в 1995 году, в аэропорту Ниамея — столицы страны — его встречала огромная толпа поклонников. Сегодня Абдалла аг Умбадугу занимается больше культурно-просветительской работой, чем политикой: оказывает финансовую поддержку молодым музыкантам, собирает средства на строительство школ на севере Нигера, пропагандирует туарегскую культуру в Европе.

Самым известным музыкальным коллективом туарегов Мали является группа Tinariwen. Ее основатель Ибрахим аг Альхабиб — активный участник сепаратистского движения. В своем раннем творчестве он затрагивал в основном острую социально-политическую тематику. Именно его песни пели туареги, идя в бой во время восстания 1990 года. Большинство музыкантов Tinariwen также принимали участие в деятельности вооруженных формирований. Впрочем, сегодня они отошли от революционной борьбы. Музыка группы, в которой влияния блюза и европейского рока сочетаются с традиционными арабо-туарегскими мотивами, пользуется большой популярностью в Европе и США — вместе с Tinariwen играли такие артисты как Red Hot Chili Peppers и Карлос Сантана. Ибрахим аг Альхабиб активно занимается благотворительностью, финансируя образовательные и культурные проекты на севере Мали.

В творчестве нигерского музыканта Кудед (Koudede) туарегские народные мелодии причудливо переплетаются с «гаражным» блюзовым звучанием. Он — единственный исполнитель туарегского блюза, побывавший в России: летом 2012 года он выступал в Москве, Петербурге и Перми. К сожалению, осенью прошлого года он погиб в автомобильной аварии.

Выступление на традиционной свадьбе