Слово ленд-лиз мы слышали с детства. Оно стало неотъемлемой частью воспоминаний о Второй Мировой войне, но упоминать о ленд-лизе было как-то не принято — видимо потому, что Советский Союз, а теперь и Россия до сих пор не погасили свою задолженность перед бывшими союзниками, которые в период холодной войны слишком активно тянули на себя одеяло победы.

2013_07_31_Lend-lease-route

Документ, принятый 11 марта 1941 года конгрессом США, назывался «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов». Он давал право президенту США помогать любой стране, оборона которой признавалась жизненно важной для его страны. Стоит отметить, что ВВП СССР и Великобритании к середине 1941 года равнялся ВВП Германии и ее европейских союзников, поэтому исход противостояния был непредсказуем. Помощь США перевешивала распределение сил в сторону победы объединенной коалиции.

Первые поставки в Великобританию начались еще до подписания акта ленд-лиза. В общей сложности Британия получила поддержку на сумму, втрое большую, чем СССР. Общий объем предоставленной США помощи в период Второй мировой войны оценивается в 50 миллиардов долларов (в сегодняшних деньгах - что-то около 750 миллиардов), которые распределились так: 31,4 — Великобритании, 11,3 — СССР, 3,2 — Франции, 1,6 — Китаю.

5e934c0d4de48960_large

В СССР поставки начались немедленно с начала войны до 30 сентября 1941 года и были оплачены золотом. А с 1 октября 1941-го они осуществлялись безвозмездно в соответствии с договором о ленд-лизе — к этому моменту значительная часть западных территорий, представляющих основу экономики СССР, была оккупирована гитлеровскими войсками. И хотя некоторые экономические эксперты утверждают, что помощь США составила всего 4% от затрат СССР в войне, эти вложения оказались наиболее эффективными, так как представляли готовое вооружение, продовольствие и материалы, так необходимые для обороноспособности страны.

indian-741-factory

В общей сложности СССР получил (данные округлены):

22 000 – самолетов;

12 000 – танков;

35 000 – мотоциклов;

375 000 – грузовиков;

52 000 – джипов;

2000 – локомотивов;

200 – кораблей;

4 500 000 – тонн продовольствия;

350 000 – тонн пороха и взрывчатки;

800 000 – тонн цветных металлов;

2 700 000 – тонн нефтепродуктов;

15 500 000 – пар армейских ботинок,

и прочее, прочее, прочее.

70c9afbc1d5f

 Нельзя сказать, что подобная помощь не была выгодна и США, так как, по подсчетам американских военных экспертов того периода, прямое участие в войне, объявленной Гитлером США 11 декабря 1941 года, обошлось бы стране вдвое дороже без учета людских потерь.

Есть и ложка дегтя в этой бочке меда. В первой своей фазе, в 1941– 1942-м годах, поставки были втрое меньше, чем в союзных договоренностях, и наладились лишь в 1943 году, когда перелом в ходе войны уже был достигнут.

Другим важным фактором ленд-лиза, как в прочем и трофеев, стал приток передовых иностранных технологий. На этот счет своим мнением с ART1 поделился коллекционер ретро автомобилей Петр Чикалёв-Демидовский, исследователь истории отечественных грузовых автомобилей:

«В общей сложности, по ленд-лизу поставлялось около тридцати моделей автомобилей — 64% всех грузовиков, поступивших в войска в период войны, были импортными. В нашей коллекции представлены четыре модели – культовый военный грузовик Studebaker US6, надежная и популярная машина Dodge ¾, сейчас уже редкость, наиболее известный и распространенный армейский джип Willis, а также Ford 6, практически не сохранившаяся к настоящему моменту из-за своей исключительной надежности модель — они выработали весь свой ресурс к 1970-м годам и утилизировались.

mg_0364_5_6_fused

mg_0318_19_20_fused

Именно американская техника повлияла на послевоенное развитие грузового автомобилестроения в нашей стране, это чисто ленд-лиз и ничего, кроме него. Наши грузовики это, конечно, не копии в чистом виде. Например, ГАЗ-51 это компиляция из различных американских грузовиков: задний мост, передняя балка, тормоза, рулевой механизм — это Ford, рессоры — Chevrolet, двигатель — Dodge ¾, а кабина — Studebaker. Так же и ЗИС-150 — наполовину International, наполовину Studebaker, и все послевоенные грузовики такие».

mg_0254_5_6_fused

mg_0407_8_9_fused

В заключение следует отметить, что по окончании войны США просили оплатить гражданские поставки, за уничтоженную технику компенсации не требовали. Возникли споры — СССР настаивал на аналогичном проценте компенсации по ленд-лизу для Великобритании, переговорный процесс затянулся. По последним достигнутым договоренностям, Россия должна до 2030-го года выплатить США 675 миллионов долларов — в пересчете на доллары 1945 года это 0,5%. Приблизительно в такой же пропорции Великобритания погасила свою задолженность лишь в 2006 году.