Псковские архитекторы сделали проект реконструкции общежития Вагановки — здесь будет фасад в виде березовой рощи, открытая терраса на крыше и зимний сад.

fasad

Никто не называет русский балет российским. Российским бывает сыр, а балет – он все-таки русский. Можно ли говорить о существовании столь же сильных и почитаемых традиций в нашей архитектуре? Не факт. Скажешь «современная российская архитектура» и сразу представляются типовые микрорайоны, которыми массово прирастают крупные города, когда помноженные на рубли квадратные метры становятся главным критерием качества.

В распоряжении ART1 оказались материалы по реконструкции общежития Академии русского балета имени А. Вагановой на улице Правды. Реализация этого проекта сможет стать еще одним аргументом в споре о том, какой должна быть современная архитектура в исторической части города. А само здание общежития, возможно, послужит примером удачного взаимодействия с контекстом, а также бережного отношения к потребностям будущих, пока еще маленьких, балетных прим и премьеров.

03

Классическое общежитие обладает свойствами описанного Мишелем Фуко паноптикона. Французский мыслитель вслед за английским юристом и философом Иеремией Бентамом, автором проекта идеальной тюрьмы, был уверен, что к основным признакам общежития относится отсутствие личного пространства, невозможность полностью распоряжаться своим временем, принудительное общение с соседями и вынужденное знание об их жизни — с этим могут согласиться все, кому посчастливилось жить в общаге.

Авторы проекта реконструкции общежития Вагановки решили вывернуть этот стереотип наизнанку, превратив ныне полуразрушенное здание в комфортный студенческий кампус, где есть место не только общественному, но и частному. Классицистическому зданию Академии русского балета на улице Росси с его длинными коридорами и нанизанными на них репетиционными залами здесь противопоставляется эргономичное многоярусное пространство, вокруг которого сосредоточены светлые жилые комнаты, классы для занятий и зимний сад. Авторы проекта объясняют этот факт просто: чтобы полноценно отдыхать от занятий, необходима полная смена обстановки. К тому же попадают в это учебное заведение детьми, а детям, как известно, однообразие противопоказано.

04

Здание после реконструкции сохранит исходные черты конструктивизма, хотя и переосмысленные: плоскость кровли будет использована для организации открытой террасы и небольших, разделенных деревянными перегородками, лоджий. Предполагается, что после реконструкции здание не будет спорить с окружающей застройкой, оставаясь при этом кварталообразующим объектом. Все дело в березовой роще, которую, по задумке авторов проекта, необходимо высадить вдоль лицевого фасада.

Березовая роща, конечно, такой же символ России, как и балет, а также Гагарин, матрешка и автомат Калашникова. Но для авторов проекта эти ассоциации решающей роли не играли. Роща выходит на абсолютно голую в смысле зеленых насаждений улицу Правды и, по сути, выполняет функцию фасада, меняющего цвет в зависимости от времени года. Кроме того, роща с небольшой выполненной в классическом стиле ротондой (еще один привет главному зданию Академии) – это прекрасная рекреационная зона.

06

Решение разбить сквер в ущерб организации дополнительных парковочных мест также выглядит логичным: улица Правды в часы пик и без того представляет собой одну сплошную пробку, да и автомобилей у поступающих в Академию, как правило, не водится. Для машин сотрудников или родителей вполне достаточно будет нескольких парковочных мест во внутреннем дворе.

На сайте Академии Вагановой миссия этого учебного заведения сформулирована так: «Содействие развитию личностей путем предоставления образовательных услуг и формирования пространства для профессионального общения специалистов хореографического искусства». В этой канцелярской формулировке имеется важный момент, по чистому совпадению связанный с работой архитекторов «Псковгражданпроекта». Они постарались создать пространство, объединяющее будущих балерин в профессиональную общность, и в то же время дающее им возможность не только отдохнуть от станка, но и друг от друга. Такой возможностью стоит дорожить.