«Заклятие» (Conjuring). Режиссер Джеймс Ван. В ролях: Вера Фармига, Патрик Уилсон, Лили Тейлор, Рон Ливингстон. США, 2013.

conjuring_8

Начало 1970-х: классическое идеальное семейство с собакой, хорошенькими детьми от мала до велика, заботливым отцом и всем сердцем любящей матерью на последние деньги покупает одиноко стоящий посреди деревьев дом (как принято). Как принято же, в доме обнаруживается множество темных уголков, полный старинного хлама подвал и злые силы, что принимаются мучить людей, начиная с легкого вредительства вроде стянутого одеяла, хлопающих дверей и остановившихся часов и заканчивая попытками причинить серьезные телесные повреждения всем, до кого можно дотянуться. Чтобы спастись от неведомого зла, мать семейства привлекает к делу чету Уорренов – Эда и Лоррейн – известных и реально существующих демонологов  и охотников на призраков. У Уорренов, в свою очередь, недавно случилась какая-то темная паранормальная история, поэтому данный случай для них тоже становится особенным и пугающим.

Для любителей хоррора времена сейчас нелегкие. С тех пор, как лучшие образчики жанра были сняты десятилетия назад, какие только изыски (азиатские, скандинавские, расчлененка, мертвые дети, вампиры, etc) ни появлялись на экранах, что привело к пресыщению зрителя и однообразию производимой продукции. Сам Джеймс Ван поучаствовал в этом процессе, запустив, в частности,  в свое время франшизу «Пила». Ясное дело, что нынче приходится орудовать в рамках того, что есть, не рассчитывая сказать новое слово в данном  виде искусства. Вопрос в том, насколько удачно можно использовать старые приемы и методы.

В «Заклятии» Ван не поскупился: вместо одного зловредного персонажа на жертв обрушивается сразу несколько – успевай считать; для запугивания в ход идут любые объекты и способы: выкатывающийся по-кубриковски детский мячик, переворачивающаяся камера, силуэты в окнах и зеркалах, обязательный шкаф с двойным дном, таинственная темнота, треск, хлопанье, стук, шепот и завывание. Что ж, получилось добротно: те самые внезапные моменты, за счет которых и работают ужастики, и которых, в общем-то, ожидаешь, вышли действительно, без балды, страшными – такими, что даже будучи опытным боякой, можно почувствовать желание вжаться в кресло и зажмурить глаза. А что еще нужно от фильма ужасов?