Как известно, на Сергея Бугаева (Африку) подали в суд. Художники Евгений Козлов, Олег Маслов, Олег Зайка и Инал Савченков выступили с требованием вернуть им их работы, которые были показаны на выставке из коллекции Бугаева в музее Академии художеств, громко названной «АССА: Последнее поколение ленинградского авангарда». ART1 выяснил детали поданного иска у художника Олега Маслова, архивиста петербургского независимого искусства и художника Андрея Хлобыстина, адвоката Андрея Васильева.

2013_08_05_Maslov intrview Олег Маслов

Павел Герасименко. История происхождения работ у Сергея Бугаева была давно известна всем. Почему вы подали иск именно сейчас? Что стало последней каплей — выставка в Академии художеств?

Олег Маслов. Раньше подавать в суд не хотелось — все-таки мы соратники, друзья и товарищи, нас связывает 25 лет близкого знакомства и сотрудничества. Довольно сложно в таком положении, несмотря на все экзерсисы Африки, так сделать. Потом, мы не видели работ. Теперь у нас появились доказательства, которые можно предоставить суду, - работы есть в каталоге выставки. И даже листая каталог, мы не сразу смогли доказать, что имеем право подавать в суд.

Андрей Хлобыстин. Многие говорят: «Ну, мы знаем, кто такой Африка». С одной стороны, он такая поп-фигура, которая имеет один имидж для масс-медиа и девочек-поклонниц. С другой стороны, люди, которые знают его давно и близко, прекрасно понимают, что это за персона. В 1988 году на московской премьере «Ассы» в ДК МЭЛЗ Соловьев со сцены сказал что-то вроде «Африка — это тип нового современного князя Мышкина». Я помню, что все сидевшие вокруг меня люди начали хохотать, потому что уже тогда все прекрасно знали, что он диаметрально противоположное. Этот человек всегда был нечист на руку, работы исчезали прямо из мастерских, с выставок, во время концертов, и так далее. Рисовать Африка как не умел, так и не умеет. Под видом его работ поначалу выставлялись картины, например, Инала Савченкова. При том, что он торгует работами, он в то же время еще и поносит художников, - про Савченкова он говорит, что тот «художник от сохи». Либо торгуй — либо ругай. Когда это начинается вместе, это вызывает возмущение и хочется поставить его на место.

П.Г. Была ли подача иска связана с тем, что работы из «Ленинградского альбома» Евгения Козлова выставлены в основном проекте Венецианской биеннале? Кто первый решил подавать иск: условно говоря, «прагматичные немцы» или «мягкосердечные петербуржцы»?

О.М. Я решил подавать в суд, и сообщил об этом по телефону всем друзьям, которые, как я считал, тоже в этом заинтересованы.

2013_08_05_Maslov work Олег Маслов "Исследователь стука". Работа с выставки в музее Академии художеств

П.Г. Твоя знаменитая работа под названием «Исследователь стука» - человек, молотком забивающий гвоздь себе в череп, - существует во многих авторских репликах. В Академии художеств выставлена первая?

О.М. По-моему, всего их пять. Эта не первая, но и не последняя.

П.Г. Какова история этой работы? Сколько лет до этой выставки ты ее не видел и каковы обстоятельства ее исчезновения?

О.М. Лет 25 точно не видел. Это была выставка, кажется, в Швеции, совмещенная с концертом «Поп-механики». В связи с тем, что в советские времена было сложно вывезти картины за границу, их оформили как декорации к «Поп-механике». От группы «Новые художники» представителем на эту выставку поехал Сергей Бугаев, после чего картины пропали.

П.Г. Понятно, что этот суд будет длинным, и мы узнаем еще много интересных историй и сюжетов. Готовы ли вы к долгому процессу (учитывая, например, что судебные издержки взыскиваются с проигравшего)?

О.М. Чем дольше Африка будет тянуть, тем больше ему придется платить. Ему уже предлагали пойти на мировую, и он отказался.

А.Х. Я говорил с ним по телефону больше месяца назад. Он ушел от ответа и после этого никак не проявлялся.

Уже прошло много выставок «Новых художников» - в Русском музее, в Московском музее современного искуства, - и Африка не удовлетворен той ролью, которая ему на них отводится. Он решил сделать свою версию произошедшего, свою трактовку «Ассы», где он выступает центральной фигурой. Помимо капитализации, выставка преследовала и такие цели. Он явно не ожидал, что прямо перед выставкой будет снят его покровитель Сурков, - Африка был первым, кто поехал на Селигер, еще до Осмоловского и всех других. Насколько известно, там он получил деньги на свой «Институт нового человека», и решил действовать по этому пути. Сейчас он попадает в незавидную ситуацию. Даже в случае проигрыша художниками дела, Бугаеву будет гораздо сложнее в будущем заниматься такой наглой капитализацией своей коллекции, потому что люди уже подумывают: «А не произойдет ли через несколько лет так, что работы потребуют обратно, и они лишатся денег?»

П.Г. На что вы рассчитываете в суде? Как вы думаете объяснять современное искусство судьям?

А.Х. Возможно, будут участвовать эксперты, которые должны дать какую-то оценку работ. Но это не должно повлиять на решение суда. Это имущественный спор, а не эстетический.

Адвокат Андрей Васильев (Vasilyev Legal Group) говорит:

На данный момент в рамках этого дела существуют два иска. Первый — это иск Евгения Козлова, дело рассматривается 8 августа в 10 часов в Дзержинском районном суде. Второй иск — это трое художников, Олег Маслов, Олег Зайка и Инал Савченков, дело рассматривается 12 августа. На первом заседании в рамках дела Евгения Козлова мы просим суд объединить производство по этим делам, для того чтобы рассматривать их в одном деле, но до тех пор, пока суд не принял решения по этому вопросу, они идут как отдельные иски. Выделение дела Евгения Козлова в отдельное производство связано с тем, что документы по его иску не успели подготовить быстро, поскольку художник живет в Германии. Его иск был подан позже, хотя и поставлен к рассмотрению раньше. Иск трех художников был подготовлен первым, и я представляю их интересы.