"Мусор" (Trashed). Режиссёр и сценарист Кандида Брэди. В ролях: Джереми Айронс. Производство: США, 2012.

7F5CGjwAs1HwZQqtxyWDx9aniff

Платон в знаменитом диалоге «Парменид» задавался вопросом: имеют ли сор, мусор и всякая дрянь отдельно существующие идеи? Сократ утверждал, что такой сор идей не достоин и рассуждать о нем – пустословие. Однако, хотя идея мусора до сих пор под вопросом, значение его в современной цивилизации велико.

В Доме кино идет документальный фильм о мусоре. В качестве повествователя выступает известный британский актер Джереми Айронс. Его роль заключается в посещении сильно загрязненных бытовыми отходами мест на планете и бесед с людьми. Едва успевая менять наряды, он перемещается со свалки на свалку: вот Айронс в соломенной шляпе прогуливается по свалке в Бейруте, аристократически размахивая тростью, показывая, как велико Средиземное море и как подло травит его эта свалка; в этой же шляпе в Великобритании; вот уже в кепке говорит с фермером во Франции; в Азии на мотороллере в мотошлеме; в Тихом океане в морской фуражке и т.д. В итоге, после ярких картинок, страшных историй и причитаний экспертов о диоксинах, проблема мусора сводится к персональному потреблению – начни с себя! Ограничь потребление! Покупай органические продукты в маленьких лавках в органических упаковках!

Итак, выход найден. В пригороде Сан-Франциско все счастливы. Планета будет жить. Хотя любому, кто бывал в пригородных лесах Петербурга, понятно, что в одиночку с мусором не справиться, и даже централизованной уборки мусора не везде достаточно. Санкционированные и несанкционированные свалки, забитые несортированным мусором, дачные поселки, окруженные зловонными отходами, улицы городов, усеянные окурками и пластиковыми пакетами, водопровод с хлорированной водой, текущей по 70-летним трубам – все к этому  так привыкли, что они не считают опасным. И что делать с шумом аэропортов и автомобилей с широких проспектов? Это trash?

fs_trashed_brady_01

Все мы производим мусор, постоянно. Фильм заявлен как экологический, но на деле экология подменяется здесь своего рода визуальной санитарией. Экология – это наука о биосфере, локальных и глобальных взаимодействиях видов в окружающей среде. Об этом в фильме сказано скороговоркой, основное же внимание уделено наглядно представленной статистической выборке потребленных пластиковых продуктов, ярким картинкам узнаваемого в своем безобразии мусора и много раз повторенному слову «диоксины». Между тем диоксины образуются и от извержения вулканов, и от лесных пожаров в не меньшем количестве, чем от немногочисленных мусоросжигательных заводов. Фильм касается лишь самого наглядного – бытового мусора, особо акцентируя внимание на бросающемся в глаза и легко визуально считываемом пластике.

Режиссера буквально завораживает сортированный пластиковый мусор, готовый отправиться на переработку в Китай. Ее заботит визуальная составляющая, как будто в ней все и дело. Много говорится об упаковке продуктов, но ни слова не сказано о самих продуктах после их потребления – о продуктах человеческого метаболизма, остановить и притормозить который невозможно. А также о шампунях, мыле и порошке, которыми отмывалась съемочная команда и стирались наряды Айронса – обо всем этом мусоре, тихо стекающем в канализацию. Выбор пластика как главного врага человечества (а не медицинских препаратов и других высокотехнологических продуктов, например) очевиден: пластик не разлагается, он чужероден природе и имеет свойство накапливаться в огромные неприятные, некрасивые кучи. И в то же время пластик так привычен и антропоморфен: игрушки и изображения на пакетах, с которых начинается фильм, должны по замыслу режиссера и сценариста Кандиды Брэди вызвать умиление и страх за будущее планеты. Однако замысел не срабатывает. На поверку фильм оказывается примитивной агиткой с монотонными призывами и констатациями, способной скорее усыпить, чем пронять.

Официальный трейлер к фильму