Концертная жизнь Хельсинки давно стала отличным дополнением к петербургской. Особенных проблем с получением визы не возникает, а артистов туда привозят на порядок больше. С 2007 года в августе в столице Финляндии проходит фестиваль FLOW. В первый год на фестивале выступило около дюжины коллективов и исполнителей, а уже к 2010 году их количество перевалило за сотню. Количество россиян, приезжающих на фестиваль, тоже с каждым годом увеличивается. Билеты на фестиваль теперь можно без наценки приобрести в Санкт-Петербурге, в социальных сетях созданы специальные группы и страницы, заранее начинающие рассказывать русскоязычным пользователям обо всех изменениях лайн-апа фестиваля. Автобусные перевозчики на эти дни даже запускают дополнительный транспорт; на границе видно, что большая часть пассажиров – молодежь, собравшаяся на фестиваль.
В этом году я поехал на FLOW в первый раз. После небольшой задержки зрителей начали пускать на территорию фестиваля. Музыкальная часть фестиваля проходит не менее чем на десяти сценах. Кроме того, в рамках фестиваля проходят кинопоказы, выставки, мастер-классы, работают магазины и кафе.
Для начала я решил просто прогуляться по всем сценам, посмотреть, как тут всё устроено. На близкой к входу главной сцене уже играют Dalindeo – финский секстет под управлением гитариста Валттери Пойхонена, вдохновляющийся кинотемами Лало Шифрина и Генри Манчини. Манерой солирующего гитариста и репертуаром мне они напомнили Оркестр Брайна Сетцера (Stray Cats), т. е. пусть хорошую, но стилизацию под стилизацию.
На сцене с подвешенным воздушным шаром (Balloon 360° Stage), настраивается финский ансамбль под названием Kahden Miehen Galaksi – из того, что они сыграли, ничего особенно не запомнилось. Я ушел к следующему шатру – Red Bull Music Academy Backyard, сцене, целиком посвященной электронной музыке. Здесь играл неторопливое dub techno и skwee финский музыкант Levon Zoltar. Неплохо, но нужно идти смотреть дальше. Недалеко от сцены Red Bull расположилась палатка музыкального магазина Stupido. У них продавались пластинки участников фестиваля – каких-то особенных раритетов обнаружить не удалось, пластинки многих артистов и так всегда есть в продаже в этом магазине. В тенте Champagne Bar & Lounge к вину и «смешанной уличной кухне» (Twisted Street Kitchen) предлагалось послушать ансамбль, игравший инструментальный приджазованный блюз. Ансамбль играл вяло и даже немного неуклюже, и в программке фестиваля обнаружен не был. На часах было около 18 – заканчивалось время финских артистов (им отданы первые часы на основных сценах), скоро должны начинать играть те, ради кого пришла большая часть слушателей.
Пройдя через Nokia Garage с диско-хаусом от местных диджеев, я увидел довольно длинную очередь, которая вела к сцене с экспериментальной музыкальной программой The Other Sound. Это, наверное, самая уютная сцена на фестивале – внутрь пускали определенное, не очень большое количество людей, здесь можно было сидеть не только на стульях, но и на полу, а также лежать на креслах-подушках. Из зала постоянно выходили люди – видимо, те, которым такая музыка казалась слишком экспериментальной, так что очередь двигалась довольно быстро. Внутри играл Atom™. Это самый известный псевдоним Уве Шмидта, влиятельного и невероятно плодовитого немца, несколько лет назад, кажется, переехавшего в Сантьяго Де Чили. Возможно, кому-то он больше известен своим проектом Senor Coconut или участием в проекте Flanger вместе с Бернтом Фридманом (Burnt Friedman). Как Atom™ он последнее время записывается на Raster-Noton, и виртуозно играет минималистичное экспериментальное техно с довольно выдающейся манерой микросэмплирования.
А тем временем на довольно большой сцене Nokia Blue Tent финская группа Satellite Stories играла довольно банальный инди-поп. У группы пока один альбом, и на их сайте утверждается, что играют они в стиле, близком к группам Vampire Weekend и Wombats. Не знаю, как там на альбоме, а вживую они показались менее оригинальными, чем вышеуказанные группы. Хотя играют довольно качественно, как и почти все финские группы на фестивале.
На большой сцене закончили свое выступление Dalindeo и уже выступают Rubik. Финский ансамбль играет помпезный инди-рок с саксофоном, периодически уходя то в прогрессив-рок в духе The Mars Volta, то в восьмидесятнический поп-рок типа A-Ha. Больше чем своей музыкой группа запоминается костюмами – разноцветные туники с какими-то веночками на головах.
Опять возвращаюсь на The Other Sound. Здесь начинает играть Chicaloyoh. Chicaloyoh – это проект француженки Алис Дурлен, которая, кроме того, по совместительству исполняет мрачный психоделический рок в трио Folle Eglise. В своих сольных выступлениях она использует сэмплер, играет на гитаре и поет красивые тревожные песни, вызывающие в памяти то девушек с лэйбла 4AD (например, Kristin Hersh из Thowing Muses и Kim Deal из The Breeders), то Liz Harris (Grouper). Действительно, довольно круто и интересно, но хочется успеть послушать одну из главных звезд фестиваля – Кендрика Ламарана главной сцене.
Концерт Ламара – наверное, самый громкий за день. Становится понятно, зачем на фестивале продаются специальные беруши. Ламар играет с живой группой, и звучит это все хоть и мощно, но музыкально не так интересно, как те же The Roots. Хотя, конечно, для звезды его уровня шоу с живой группой вполне объяснимо – пускай с диджеями андеграундные хипхоперы выступают. Второй песней у Ламара идет Backseat Frestyle, известная у нас как музыка из самого популярного коуба (с Никитой Сергеевичем Михалковым).
На Balloon 360° Stage тем временем играет коллектив Тимо Ласси (Timo Lassy Band). Ласси – один из самых известных и техничных современных саксофонистов Финляндии. Выступая уже почти 20 лет, он успел записаться с Николя Конте и Джими Тенором. Музыкально его выступление на FLOW – это пост-боп действительно мирового уровня. Можно было бы даже сравнить Ласси с «молодыми львами» Джеймсом Картером или Джошуа Редманом, только они такую музыку играли лет 20 назад, а сейчас перешли к более экспериментальным или, наоборот, академическим проектам.
Опять возвращаюсь в The Other Sound. Тут уже играет и поет Гедалия Тезартес. Ну, скажем прямо, играет он мало – иногда на губной гармошке и маленьких медных тарелках. В основном музыка – это записанная электронная подложка, порой довольно простая и безыскусная. Но то, что делает Гедалия голосом, стоит послушать!
Заканчивает Тазартес, ухожу на Cat Power. За 20 лет своей карьеры она прошла путь от довольно сырого инди-рока к стадионному поп-року. На концерте она исполняет все свои последние хиты, звук, как и везде на фестивале, отличный, группа с двумя барабанщиками играет довольно бодро, публика довольна, а я ухожу в Black Tent, чтобы занять место поближе к сцене на концерте Mykki Blanco.
Майкл Коуттлбаум Мл., также известный как Микки Бланко – американский поэт, перформансист и одна из ключевых фигур в американской волне квир-рэпа (гей-рэпа). До карьеры в хип-хопе Майкл успел поучиться в двух арт-колледжах (из обоих вылетел), поиграть индустриальный рок в проекте No Fear, а персонаж Mykki Blanco изначально был придуман для видеопроекта. Из всех концертов, что я посетил в первый день на FLOW, на концерте Mykki Blanco охрана строже всего защищала шоу от фото- и видеосъемки, а это было самое интересное зрелище за весь день. Все шоу делали 4 человека – долговязый женоподобный диджей, который весь концерт отплясывал у своих вертушек и сэмплеров; танцор-интерсексуал и два эмси, один из которых – сам Майкл Коуттлбаум. Они регулярно сменяли друг друга, периодически Майкл читал акапелла, артисты обливались водой, обливали водой зрителей и под конец сами прыгнули в толпу и устроили небольшую дискотеку. В итоге Коуттлбаум и компания продемонстрировали и рэп, и поэзию, и перформанс с довольно жесткой мрачной музыкой и откровенно антигомофобным настроем. А клубное шоу похожего формата и уровня я наблюдал только раз, когда много лет назад в Санкт-Петербург приезжал Gonzalez, привезя с собой своих коллег-друзей Тейлора Савви (Taylor Savvy) и еще малоизвестную тогда Лесли Файст (Feist). Только у Гонзалеса это было веселое позитивное шоу с вовлечением зрителей в процесс, а у Микки Бианко – довольно мрачное и серьезное выступление о праве человека быть собой.
На этом мой первый день на FLOW закончился, где-то неподалеку пела Alicia Keys. Можно было пойти на Бликсу Баргельда или электронный проект Moderat, но сил уже не осталось.
Читайте продолжение репортажа: Андрей Сирке "Flow: день второй".