Концертная жизнь Хельсинки давно стала отличным дополнением к петербургской. Особенных проблем с получением визы не возникает, а артистов туда привозят на порядок больше. С 2007 года в августе в столице Финляндии проходит фестиваль FLOW. В первый год на фестивале выступило около дюжины коллективов и исполнителей, а уже к 2010 году их количество перевалило за сотню. Количество россиян, приезжающих на фестиваль, тоже с каждым годом увеличивается. Билеты на фестиваль теперь можно без наценки приобрести в Санкт-Петербурге, в социальных сетях созданы специальные группы и страницы, заранее начинающие рассказывать русскоязычным пользователям обо всех изменениях лайн-апа фестиваля. Автобусные перевозчики на эти дни даже запускают дополнительный транспорт; на границе видно, что большая часть пассажиров – молодежь, собравшаяся на фестиваль.

IMG_1421 Фото Натальи Ямщиковой.

В этом году я поехал на FLOW в первый раз. После небольшой задержки зрителей начали пускать на территорию фестиваля. Музыкальная часть фестиваля проходит не менее чем на десяти сценах. Кроме того, в рамках фестиваля проходят кинопоказы, выставки, мастер-классы, работают магазины и кафе.

Для начала я решил просто прогуляться по всем сценам, посмотреть, как тут всё устроено. На близкой к входу главной сцене уже играют Dalindeo – финский секстет под управлением гитариста Валттери Пойхонена, вдохновляющийся кинотемами Лало Шифрина и Генри Манчини. Манерой солирующего гитариста и репертуаром мне они напомнили Оркестр Брайна Сетцера (Stray Cats), т. е. пусть хорошую, но стилизацию под стилизацию.

Dalindeo1 Dalindeo. Фото Натальи Ямщиковой.

На сцене с подвешенным воздушным шаром (Balloon 360° Stage), настраивается финский ансамбль под названием Kahden Miehen Galaksi – из того, что они сыграли, ничего особенно не запомнилось. Я ушел к следующему шатру – Red Bull Music Academy Backyard, сцене, целиком посвященной электронной музыке. Здесь играл неторопливое dub techno и skwee финский музыкант Levon Zoltar. Неплохо, но нужно идти смотреть дальше. Недалеко от сцены Red Bull расположилась палатка музыкального магазина Stupido. У них продавались пластинки участников фестиваля – каких-то особенных раритетов обнаружить не удалось, пластинки многих артистов и так всегда есть в продаже в этом магазине. В тенте Champagne Bar & Lounge к вину и «смешанной уличной кухне» (Twisted Street Kitchen) предлагалось послушать ансамбль, игравший инструментальный приджазованный блюз. Ансамбль играл вяло и даже немного неуклюже, и в программке фестиваля обнаружен не был. На часах было около 18 – заканчивалось время финских артистов (им отданы первые часы на основных сценах), скоро должны начинать играть те, ради кого пришла большая часть слушателей.

IMG_1542 Фото Натальи Ямщиковой.

Пройдя через Nokia Garage с диско-хаусом от местных диджеев, я увидел довольно длинную очередь, которая вела к сцене с экспериментальной музыкальной программой The Other Sound. Это, наверное, самая уютная сцена на фестивале – внутрь пускали определенное, не очень большое количество людей, здесь можно было сидеть не только на стульях, но и на полу, а также лежать на креслах-подушках. Из зала постоянно выходили люди – видимо, те, которым такая музыка казалась слишком экспериментальной, так что очередь двигалась довольно быстро. Внутри играл Atom™. Это самый известный псевдоним Уве Шмидта, влиятельного и невероятно плодовитого немца, несколько лет назад, кажется, переехавшего в Сантьяго Де Чили. Возможно, кому-то он больше известен своим проектом Senor Coconut или участием в проекте Flanger вместе с Бернтом Фридманом (Burnt Friedman). Как Atom™ он последнее время записывается на Raster-Noton, и виртуозно играет минималистичное экспериментальное техно с довольно выдающейся манерой микросэмплирования.

IMG_1470 Фото Натальи Ямщиковой.

А тем временем на довольно большой сцене Nokia Blue Tent финская группа Satellite Stories играла довольно банальный инди-поп. У группы пока один альбом, и на их сайте утверждается, что играют они в стиле, близком к группам Vampire Weekend и Wombats. Не знаю, как там на альбоме, а вживую они показались менее оригинальными, чем вышеуказанные группы. Хотя играют довольно качественно, как и почти все финские группы на фестивале.

На большой сцене закончили свое выступление Dalindeo и уже выступают Rubik. Финский ансамбль играет помпезный инди-рок с саксофоном, периодически уходя то в прогрессив-рок в духе The Mars Volta, то в восьмидесятнический поп-рок типа A-Ha. Больше чем своей музыкой группа запоминается костюмами – разноцветные туники с какими-то веночками на головах.

Rubik 4 Rubik. Фото Натальи Ямщиковой.

Опять возвращаюсь на The Other Sound. Здесь начинает играть Chicaloyoh. Chicaloyoh – это проект француженки Алис Дурлен, которая, кроме того, по совместительству исполняет мрачный психоделический рок в трио Folle Eglise. В своих сольных выступлениях она использует сэмплер, играет на гитаре и поет красивые тревожные песни, вызывающие в памяти то девушек с лэйбла 4AD (например, Kristin Hersh из Thowing Muses и Kim Deal из The Breeders), то Liz Harris (Grouper).  Действительно, довольно круто и интересно, но хочется успеть послушать одну из главных звезд фестиваля – Кендрика Ламарана главной сцене.

Chicaloyoh (2) Chicaloyoh (Алис Дурлен). Фото Натальи Ямщиковой.

Концерт Ламара – наверное, самый громкий за день. Становится понятно, зачем на фестивале продаются специальные беруши. Ламар играет с живой группой, и звучит это все хоть и мощно, но музыкально не так интересно, как те же The Roots. Хотя, конечно, для звезды его уровня шоу с живой группой вполне объяснимо – пускай с диджеями андеграундные хипхоперы выступают. Второй песней у Ламара идет Backseat Frestyle, известная у нас как музыка из самого популярного коуба (с Никитой Сергеевичем Михалковым).

На Balloon 360° Stage тем временем играет коллектив Тимо Ласси (Timo Lassy Band). Ласси – один из самых известных и техничных современных саксофонистов Финляндии. Выступая уже почти 20 лет, он успел записаться с Николя Конте и Джими Тенором. Музыкально его выступление на FLOW – это пост-боп действительно мирового уровня. Можно было бы даже сравнить Ласси с «молодыми львами» Джеймсом Картером или Джошуа Редманом, только они такую музыку играли лет 20 назад, а сейчас перешли к более экспериментальным или, наоборот, академическим проектам.

IMG_1436 Фото Натальи Ямщиковой.

Опять возвращаюсь в The Other Sound. Тут уже играет и поет Гедалия Тезартес. Ну, скажем прямо, играет он мало – иногда на губной гармошке и маленьких медных тарелках. В основном музыка – это записанная электронная подложка, порой довольно простая и безыскусная. Но то, что делает Гедалия голосом, стоит послушать!

Ghtdalia Tazartes1 Гедалия Тезартес. Фото Натальи Ямщиковой.

Заканчивает Тазартес, ухожу на Cat Power. За 20 лет своей карьеры она прошла путь от довольно сырого инди-рока к стадионному поп-року. На концерте она исполняет все свои последние хиты, звук, как и везде на фестивале, отличный, группа с двумя барабанщиками играет довольно бодро, публика довольна, а я ухожу в Black Tent, чтобы занять место поближе к сцене на концерте Mykki Blanco.

Майкл Коуттлбаум Мл., также известный как Микки Бланко – американский поэт, перформансист и одна из ключевых фигур в американской волне квир-рэпа (гей-рэпа). До карьеры в хип-хопе Майкл успел поучиться в двух арт-колледжах (из обоих вылетел), поиграть индустриальный рок в проекте No Fear, а персонаж Mykki Blanco изначально был придуман для видеопроекта. Из всех концертов, что я посетил в первый день на FLOW, на концерте Mykki Blanco охрана строже всего защищала шоу от фото- и видеосъемки, а это было самое интересное зрелище за весь день. Все шоу делали 4 человека – долговязый женоподобный диджей, который весь концерт отплясывал у своих вертушек и сэмплеров; танцор-интерсексуал и два эмси, один из которых – сам Майкл Коуттлбаум. Они регулярно сменяли друг друга, периодически Майкл читал акапелла, артисты обливались водой, обливали водой зрителей и под конец сами прыгнули в толпу и устроили небольшую дискотеку. В итоге Коуттлбаум и компания продемонстрировали и рэп, и поэзию, и перформанс с довольно жесткой мрачной музыкой и откровенно антигомофобным настроем. А клубное шоу похожего формата и уровня я наблюдал только раз, когда много лет назад в Санкт-Петербург приезжал Gonzalez, привезя с собой своих коллег-друзей Тейлора Савви (Taylor Savvy) и еще малоизвестную тогда Лесли Файст (Feist). Только у Гонзалеса это было веселое позитивное шоу с вовлечением зрителей в процесс, а у Микки Бианко – довольно мрачное и серьезное выступление о праве человека быть собой.

На этом мой первый день на FLOW закончился, где-то неподалеку пела Alicia Keys. Можно было пойти на Бликсу Баргельда или электронный проект Moderat, но сил уже не осталось.

 Читайте продолжение репортажа: Андрей Сирке "Flow: день второй".