«Элизиум: рай не на Земле» (Elysium). Режиссер и сценарист Нил Бломкамп. В ролях: Мэтт Деймон, Алисе Брага, Джоди Фостер, Фаран Таир, Уильям Фихтнер, Шарлто Копли, Диего Луна, Вагнер Моура. США, 2013.

Matt Damon;Sharlto Copley

«Элизиум: рай не на Земле» Нила Бломкампа можно назвать фантастикой социально-политического месседжа. В принципе, как верно когда-то подметил Фредрик Джеймисон, вся научная фантастика, говоря о будущем, отражает политическое бессознательное настоящего момента. Но «Элизиум» этим практически и исчерпывается. Он претендует на современное обобщение социально-политической картины мира, позволяя легко распознавать расстановку сил в эпоху власти транснациональных корпораций. «Элизиум» – фильм кризисного времени, когда чувство социальной несправедливости ощущается особенно остро, вопрос обнищания значительной части населения планеты представляется особенно болезненным, пропасть между бедными и богатыми огромна, а призрак революции бродит по всей земле. Даже не пытаясь ничего оставлять в подтексте, Бломкамп создает кинотекст прямого обвинения. Точнее, прямого призыва: элита должна поделиться своими привилегиями с беднотой, в ином случае захват этих привилегий беднотой будет абсолютно оправдан и даже священен. Все в мире равны. Все — граждане мира.

Смотреть эту политическую агитку, в которой объясняется, что воры имеют такое же право на счастье, как и политики и бизнес-элита, не то чтобы очень увлекательно, но скорее терпимо. Бломкамп, ранее снявший отличный sci-fi «Район № 9», режиссерским ремеслом владеет и внимание держит, хотя фильм и не обходится без драматургических провалов и клише. Но по ходу просмотра трудно отделаться от ощущения плоскости, прямолинейности нарратива. Не совсем для дебилов, но точно для троечников. Кстати, Бломкамп сам писал сценарий.

elysium-image02

Начнем с того, что будущее по Бломкампу разделено на две составляющие: Земля загрязнена и перенаселена всяким, в основном испаноязычным, сбродом, в то время как богатая элита, прекрасно говорящая по-французски, комфортно разместилась на расстоянии от нее на огромной летающей станции под названием Элизиум. На этом Элизиуме все есть — зеленая трава, чистый воздух, виллы, бассейны, медицинские капсулы, в которых за пару минут можно излечиться от любого недуга при условии правильного гражданства. Есть даже президент, который больше занят вечеринками, поскольку всю рутинную работу по обеспечению безопасности Элизиума взвалила на свои плечи героиня Джоди Фостер — сухая и похожая на молодую Мадлен Олбрайт миссис Делакур, по фильму министр обороны. Она, не моргнув глазом, отдает приказ сбить космические корабли с эмигрантами, нелегально устремившимися на Элизиум, и мечтает осуществить военный переворот, чтобы новый будущий президент отличался большей бдительностью по отношению к этому раю не на Земле. Короче, как когда-то показал нам «Метрополис», «верхний город» знать не желает о своих отбросах из «нижнего», и лишь закручивает гайки в методах управления земными рабами, к коим принадлежит и главный герой — совсем не безумный Макс в исполнении Мэтта Деймона.

Бломкамп задумал, а Деймон исполнил своего героя с полным отсутствием героического. Мало того что Макс не отличается честным прошлым (он бывший вор, отсидевший в тюрьме за кражи машин), так еще вдобавок не обладает особыми интеллектуальными или физическими способностями, за исключением огромного желания жить, которое обостряется многократно, как только он получает смертельное облучение на заводе, где работает. Перед угрозой скорой смерти Макс развивает бешеную энергию, намереваясь нелегально отправиться на Элизиум, чтобы воспользоваться чудесной медицинской капсулой. Ради билета в рай не на Земле он готов идти и на преступление — выкачать данные из головы у элизиумца (что означает выкрасть всю банковскую информацию), однако развитие событий преподносит ему сюрприз: данными оказывается программа перезагрузки Элизиума, которая сулит полное переформатирование мира.

Matt-Damon-in-Elysium-2013-Movie-Image

Образ главного героя, возможно, и есть самая большая ирония фильма, в остальном иронией не отличающегося. Бломкамп показывает, что современную революцию-перезагрузку делают не мессии и не супергерои, а загнанные в угол отбросы, которым совсем нечего терять. Не честность правит этим миром, причем на всех уровнях, а витальность, которая крушит любые преграды, встающие у нее на пути, даже когда они совершенно несокрушимы, вроде нанятого поймать Макса терминаторообразного агента Крюгера (Шарлто Копли). Земля в буквальном смысле превратилась в пристанище отбросов, обещающих покончить с чистотой и свежестью райского Элизиума незамедлительно после его заселения. И хотя своим победным финалом Бломкамп пытается внушить идею социальной справедливости и равенства, осадок остается. Райскую птичку все же очень жалко.