«Зенит в сердце города». Невская куртина Петропавловской крепости. 4 июля — 3 сентября 2013

mg_1120

На выставке, посвященной связи футбола и архитектуры, показывают графику, фотографии и макеты стадионов, на которых играл «Зенит». Так что пусть вас не смущают надувные футболисты, украшающие вход в Невскую куртину.

С момента основания ФК его игроки гоняли мяч на фоне выдающегося архитектурного обрамления. Первый стадион с созвучным времени названием «Красный спортивный интернационал» был построен по проекту Хидекеля, Никольского и Демкова — тогда клуб еще носил имя «Сталинец» и был привязан к Металлическому заводу, по заказу которого и работал дрим-тим ленинградской архитектуры. Кроме оригинальной графики проекта, на выставке есть пара снимков, где можно увидеть, как стадион выглядел в натуре. Открытый в 1928 году комплекс не проработал и десяти лет. Завод расширялся и его место заняли производственные помещения.

mg_1141

Судьбу «Красного спортивного интернационала» разделят и следующие площадки клуба. Конечно, не в том смысле, что их перестроят в заводы, а в том, что до наших дней они не доживут. Нынешний «Петровский» по проекту архитектора Баранова представлен графикой и макетом. Он стоит на месте стадиона, построенного в 1933 году архитектором Лангбардом, который, в свою очередь, пришел на смену стадиону Алоиса Войды 1925 года. И стадион Лангбарда, хотя от него остались только фото, это, пожалуй, самый неожиданный эпизод из архитектуры «Зенита»: деревянные трибуны выстроены лихим зигзагом и напоминают скорее декорацию спектакля Мейерхольда, чем спортивную арену.

mg_1134

Отдельная история — это стадион имени Кирова, ставший плодом двадцати лет работы и мечтаний Александра Никольского, один из самых впечатляющих эпизодов архитектурной истории города. Самый большой в СССР стадион был сдан в 1950-м и лишь частично воплотил проект зодчего. В 2007 году он был уничтожен ради новой арены. Но графика мастера обладает такой силой, что разглядывать эти экспрессионистские утопии, кажется, можно бесконечно.

Странным образом на выставке не представлен проект Кисе Курокавы, ради которого снесли стадион Никольского. Казалось бы, ничего не стоило показать оригинальную графику и макет, которые наверняка хранятся в каком-то из кабинетов зенитовских начальников. Возможно, организаторам не хотелось выставлять современную утопию в пандан к утопии прошлого.