Окончание. Начало см.: Андрей Сирке "Flow: день первый", "Flow: день второй".

На третий день фестиваля у меня случился приступ ностальгии. Практически сразу после входа на фестиваль я попал на концерт Public Enemy. Конечно, об их выступлении было известно заранее, но за последние 10-15 лет группа не выпустила ничего особенно примечательного, поэтому я не ждал, что их выступление вызовет у меня такой эмоциональный отклик. Я не знал даже, выступает ли в составе второй MC и шоумен группы Flavor Flav.

Public enemy (1) Public Enemy. Фото Натальи Ямщиковой.

Но все было, как и 20 лет назад: Chuck D и Flavor Flav исполняли хиты с главных альбомов группы примерно 20-летней давности, а огромная масса людей подхватывала тексты, знакомые, наверное, еще с детства, и делала то, что просили артисты – поднимали руки, хлопали («Make some noise!», «Put your hands in the air!» – как и 20 лет назад приказывал со сцены Чак Ди), кричали. Музыкантов принимали, кажется, активнее и душевнее, чем молодых звезд типа Кендрика Ламара, хотя их музыка нарочито ретроградна: old school как он есть. Позже Чак Ди был встречен около палатки с сувенирной продукцией фестиваля – он лично продавал компакт-диски своей группы.

А я, не дождавшись окончания выступления Public Enemy, пошел к Nokia Blue Tent. На площадке Nokia в основном играли инди-рок-группы. Сейчас там должны были начинать культовые канадские пост-рокеры Godspeed You! Black Emperor. В свое время эта группа обозначила Канаду на пост-роковой карте. Ее участники основали лейбл Constellation, на котором выпустили множество отличных и несколько великих рок-альбомов. Практически каждый музыкант Godspeed You! Black Emperor играет еще в каком-то проекте. Уйдя в творческий отпуск 10 лет назад, в 2010 году группа воссоединилась, на следующий год провела европейское турне, а в прошлом году выпустила новый альбом. К моему удивлению, на их концерте было довольно мало зрителей, гораздо меньше, чем на My Bloody Valentine и Cat Power днем раньше. Опоздав буквально на пару минут, я легко прошел к самой сцене и прослушал там почти весь концерт. Начав с долгого струнного вступления и постепенно утяжеляя звучание ритм-секцией, Godspeed You! Black Emperor разогнались примерно к 20-й минуте и заиграли свой фирменный интенсивный пост-рок. При этом почти все музыканты играли сидя и академически серьезно.

Godspeed You! Black Emperor Godspeed You! Black Emperor. Фото Натальи Ямщиковой.

Послушав канадцев, я пошел к Balloon 360° Stage – там должен был выступать квартет Рави Колтрейна, сына великого Джона Колтрейна и тоже саксофониста. В своем творчестве Рави продолжает дело отца и играет в хард-боповом ключе, свойственном среднему периоду Джона Колтрейна. Квартет оказался квинтетом. На втором саксофоне играл не менее известный Стив Колман. Начав с баллад, ансамбль постепенно ускорился до быстрых, почти фри-джазовых, композиций. Не демонстрируя какого-то особого новаторства, американцы сыграли самый мощный джазовый концерт на фестивале.

Ravi Coltrane Quartet Квартет Рави Колтрейна и Стив Колман.

Заслушавшись Колтрейном, я пропустил сестер Haim на другой сцене, но попал как раз на исландцев Of Monsters And Men – они начинали играть на главной сцене. Самой юной аудитории фестиваля (а на фестиваль пускали только тех, кому уже исполнилось 18) нравился жизнеутверждающий инди-поп исландского секстета. Меня же он оставил равнодушным, и я пошел на Disclosure.

В Black Tent, где играл английский электронный дуэт Disclosure, было не попасть, даже близко подойти оказалось сложно. Один из самых обсуждаемых электронных проектов последнего времени, который кто-то ставит в ряд с Daft Punk, а кто-то называет унылым эпигоном Basement Jaxx и Chemical Brothers, собрал аудиторию явно большую, чем мог вместить отведенный им Black Tent.

На Bat For Lashes я пришел к самому началу и прослушал около получаса. Они сыграли качественный, по мне так даже слишком, инди-поп, да и Наташа Хан была очень мила, трогательно приветствуя публику и вдохновенно пританцовывая на сцене. Но так уж устроены такие фестивали, что интересные артисты постоянно играют одновременно, поэтому, не дослушав Bat For Lashes, я отправился на площадку The Other Side за экспериментами.

Наташа Хан (Bat For Lashes). Фото Натальи Ямщиковой. Наташа Хан (Bat For Lashes). Фото Натальи Ямщиковой.

На The Other Side настраивалась американка Джулия Холтер (Julia Holter). Довольно оригинальная вокалистка, она аккомпанировала себе на синтезаторе, а её ансамбль состоял из скрипача, виолончелиста, саксофониста и барабанщика. Первые ассоциации от выступления Холтер – это нью-йоркский авангард 80-х: Лори Андерсон и Артур Расселл – отчасти из-за сочетания скрипки и вокала, играющего немалую роль у всех троих.  Вроде и авангардом назвать такую музыку сложно, она порой вполне танцевальная и не требует от слушателя какой-то особой подготовки, но, как и указанные музыканты, Холтер только использует элементы популярных жанров, перерабатывая их и подчиняя своим правилам, придумывая поп-музыку заново.

Когда закончился концерт Джулии Холтер, на главной сцене уже играли Kraftwerk. В этом году они выступают со специальной 3D-программой. Перед концертом посетителям фестиваля выдавали специальные очки. Музыка квартета особенных изменений не претерпела – впрочем, от Kraftwerk и не ждут перемен. Трехмерное же видео-изображение было вполне предсказуемым и строилось на геометрических фигурах и шрифтовых композициях в духе компьютерной графики 80-х. Тем не менее, музыка и видео Kraftwerk удивительным образом не теряют актуальности: пожалуй рекордное количество посетителей на фестивале было именно на их выступлении.

зрители на Kraftwerk Kraftwerk Выступление Kraftwerk. Фото Натальи Ямщиковой.

После Kraftwerk я зашел в Black Tent послушать Goat. Шведский психоделический ансамбль записал в прошлом году один из лучших прогрессив-рок-альбомов года, смешав психоделический рок со всевозможной этникой: от афробита до японских народных мотивов, не забыв при этом и про скандинавские традиции. Группа отыграла с просто невероятной заразительной энергией, заставив пританцовывать людей, откровенно случайно попавших на их концерт.

После Goat я еще успел захватить конец выступления Grimes, милого минималистичного синти-поп-проекта Клэр Буше. В целом фестиваль оставил самые положительные впечатления: все концерты начинались строго по расписанию, без задержек (поскольку в расписании предусмотрено время на настройку); звук безупречный абсолютно на всех сценах; организация питания, безопасность, навигация – продумана каждая мелочь.

flow Фото Натальи Ямщиковой.