Со 2 по 8 августа в Петербурге прошли показы в рамках IX фестиваля Open Cinema. На фестиваль привезли более 70 короткометражных фильмов и мультфильмов из 25 стран – о любви, поиске себя, одиночестве и снежинках.

misteria "Мистерия". Реж. Чема Гарсия Ибарра

Тема фестиваля в этом году задана, мягко говоря, условная – «Тестирование реальности». В результате программа вышла очень разнообразной, с красочной и наивной анимацией про «маму-самолет» и одного щедрого человека, грустными черно-белыми фильмами про обретение своего пути, легкомысленными картинами про взросление и экспериментальными работами про концлагеря, танцы и Антона Адасинского.

Неудивительно, что процесс построения отношений с реальностью протекает у героев представленных работ очень по-разному. Например, для кого-то единственным выходом становится бегство. В фильме «Мистерия» (реж. Чема Гарсия Ибарра) измотанные жизнью женщины видят во сне Деву Марию, дающую им советы, какой майонез лучше купить, и пишут прощальные письма мужьям и детям перед тем как упасть замертво где-то в лесу. Жизнь как площадку для ритуального жертвоприношения воспринимают персонажи фильма «Перфекционисты» (реж. Такер Давила Вуд). Предварительно оставив надоевшую работу в душных офисах и бросив свои ужасающе одинаковые семьи, несколько мужчин катаются по городу под душераздирающие нетленки Жака Бреля, исследуют физические возможности собственных тел и готовятся к главному действу – самораспятию во имя недоступной остальным религии (разумеется, идеальной).

norma "Норма жизни". Реж. Евгений Бяло

Другие бежать боятся и принимают как данность то, что остальных повергло бы в оцепенение. Например, «нормой жизни» может оказаться день, когда в соседней комнате распластавшись лежит мертвый отец, а на кухне, за стенкой, сестра равнодушно пьет кофе, как будто ничего особенного не происходит («Норма жизни», реж. Евгений Бяло). Другая картина – «Утро Лизы» (реж. Наталья Кудряшова) – об однообразной жизни молодой девушки без малейшей надежды на перемены: серые пейзажи вокруг, равнодушно-оптимистичные голоса телеведущих, скучная работа и постные лица даже за праздничным столом. Несмотря на то что фильм – игровой, он скорее напоминает документ – сухой и бескомпромиссный. На периферии между документальным и игровым – и «Собачий кайф» Ивана Твердовского. Свою новую работу автор трогательной и одновременно жуткой короткометражки «Словно жду автобуса» посвятил игре, которая заключается в том, чтобы надеть на голову полиэтиленовый пакет и резко сорвать его за минуту до того, как начнешь задыхаться – и таким образом почувствовать жизнь.

kaif "Собачий кайф". Реж. Иван Твердовский

Далеко не все готовы к столкновению с действительностью. Героини «Хорошей ночки» (реж. Мюриэль де Ансамбур), легкомысленные девочки-подростки из британского городка, предварительно приняв добрую порцию алкоголя весьма нетрадиционным способом, отправляются на поиски приключений в близлежащий дешевый клуб. Дальше они сталкиваются с несколькими плохими парнями и одним хорошим, неуклюже вытанцовывают у чужой машины в маминых высоченных сапогах, успевают влюбиться и поплакать, а в финале едут домой, уставившись в рассветное небо, в котором для них что-то изменилось уже навсегда. Начинающие танцовщицы из фильма Тимофея Жалнина «F5» надеются покорить публику местечкового Дворца культуры танцем про Пигмалиона и Галатею и «настоящим искусством», но ради успеха приходится поступаться своими принципами, какими бы возвышенными они ни были. О сложных взаимоотношениях художника с миром – и работа Эшли Мишель Бриггс «В поисках утраченного вдохновения». В полушутливой манере режиссер воспроизводит процесс обретения вдохновения – оказывается, исход творческих мук автора определяют бог и богиня, неторопливо завтракающие в саду и вершащие судьбы как им в головы взбредет.

utro "Утро Лизы". Реж. Наталья Кудряшова

Игры со смертью, религии, придуманные для пяти человек, первые поцелуи и задушевные разговоры с Девой Марией – персонажи показанных на Open Cinema работ ищут себя в мире, каждый по-своему. Формат же короткого метра одновременно и ограничивает, и дает свободу. За десять-пятнадцать минут куда сложнее сказать что-то действительно важное и цельное, но если это получается – настоящая удача. И для автора, и для зрителя.