К киноальманахам о Париже и Нью-Йорке прибавился еще один мегаполис: в "Невидимом мире" Вендерс, Ангелопулос и еще десяток режиссеров рассказывают о Сан-Паулу.
Невидимый мир (Mundo Invisível). Режиссер: Тео Ангелопулос, Джан Витторио Бальди, Марко Бекис, Лаис Бодански, Бету Брант, Мария ди Медейруш, Маноэл ди Оливейра, Атом Эгоян, Гай Мэддин, Ежи Штур, Сиску Васкес, Вим Вендерс. В ролях: Юпитер Эппл, Джан Витторио Бальди, Соня Брага, Леон Какофф, Монха Коэн, Талма де Фрейтас, Дениза Фрага, Лаура Нейва, Томас Оливейра, Маурицио Парони, Ренато Парони, Ана Кристина Петта, Ежи Штур. Бразилия, 2012
![07]()
К киноальманахам о Париже и Нью-Йорке прибавился еще один. Место действия «Невидимого мира» — Сан-Паулу, латиноамериканский Нью-Йорк. В этом плавильном котле культур, центре финансовой и фестивальной жизни Бразилии можно найти весь спектр городских атмосфер: районы богатых и бедных, пространства видимого и невидимого. Казалось бы, об этом и должен быть фильм, названный «Невидимый мир» и состоящий из киноновелл маститых, как Вендерс или Ангелопулос, и регионально известных режиссеров.
![04]()
Вместо остросоциальной драмы, однако, получилось скорее антропологическое кино с перекосом в абстрактное философствование, что особенно подчеркивается финальным титром после каждой новеллы. Наверное, по идее авторов, текстовое сообщение должно помогать визуальному, однако по факту этот прием не производит впечатления, а портит его своей топорной банальностью. Как, например, в тонкой и смешной новелле Маноэля де Оливейры про встречу двух мужчин в Сан-Паулу и сложность современной коммуникации. Финальная мораль — дескать, современное общество погрязло в потребительской идеологии, лишающей человека индивидуальности и покоя, — отменяет показанную историю, далеко не столь заурядную.
Титры — это, пожалуй, единственное, что обеспечивает связь частей, которые исполнены с разным хронометражем и степенью профессионализма. Какие то из них ожидаемо затрагивают тему городских аутсайдеров — маргиналов, бедноты, индейцев Бразилии. Другие касаются проблем вполне физических: новелла Вима Вендерса «Видеть или не видеть» посвящена возвращению в социум слабовидящих детей благодаря программе обучения, основанной на использовании остаточного зрения.
![01]()
Несмотря на неоднородность материала, альманах смотрится с интересом. В особенности новелла Марии де Медейруш «Невидимый человек», история одного вечера официанта в отеле, где зрячие и незрячие, видимое и невидимое, интимное и откровенное сплетаются в лаконичную и эмоциональную трагикомическую зарисовку.
![02]()