"Выставка" - Александра Митлянская, Захар Коловский. Росфото. 23 августа - 29 сентября 2013

DSC_12031 Захар Коловский, 2008

В Росфото начала работу «Выставка» – совместный проект художников Александры Митлянской и Захара Коловского. На снимках и видеозаписях – бесшумно текущие реки, вздрагивающие от ветра листья деревьев, силуэты и тени. В нескольких десятках фото- и видеоработ авторы предлагают остановиться и взглянуть на, казалось бы, привычные явления: как темнеет линия горизонта, как проплывает мимо лодка, как движется тело человека во время дыхания. Не больше и не меньше – отсюда и условное название проекта.

Проект, за годы выросший из неотрывного наблюдения, требует от зрителя того же – стоять, всматриваться, разглядывать. И тогда можно почувствовать, что в мире все происходит не хаотично, а согласно строгому распорядку: так что и листья деревьев колышутся совсем не однообразно. Человек же, втиснутый в рамки мира по воле случая, смотрится в нем угрюмым и серым, а если и взаимодействует с окружающим, то пассивно и безучастно: прогуливаясь по заснеженной улице или выскочив в магазин за хлебом, совершенно не замечая ничего вокруг и случайно попадая в кадр.

2013_08_28_Vystavka_Vystavka_2 Захар Коловский. Аттракцион «Мальчик с удочкой», 2003-2008

В «Выставке» не обнаружить ни стеснения собственной простоты, ни потуг сказать нечто большее – наоборот, простота, очевидность, чистота взгляда постулируются буквально в каждой работе и периодически в заголовках. Например, название «Рост растений» (Коловский) заключает в себе все самое главное, что хотел сообщить автор, без боязни самоповтора. Это территория наивного и элементарного, где одним из основополагающих занятий становится наблюдение за постепенным ростом кувшинок. В четырех расположенных в ряд кадрах, как во фрагменте фильма, бутоны зеленеют, затем распускаются, и показавшиеся лепестки буквально ослепляют ярким желтым – и значительнее здесь и сейчас ничего быть не может.

Периодически усмотреть хоть какие-то изменения оказывается сложно – даже в видеоработах. Кажется, что деревья, стоящие на опушке леса и покрытые до самых верхушек дымкой тумана, не колышутся и даже не дышат – точь-в-точь зритель по обратную сторону кадра, замерший и тщетно пытающийся выудить хоть какую-то нить «сюжета». Но здесь есть своя драматургия: птицы щебечут у кормушки, бахрому на старом комоде колышет летний ветер, тень от дорожного знака падает на сырой асфальт – разве все это не самостоятельные и важные события?

2013_08_28_Vystavka_Vystavka_3 Захар Коловский. «Городской пейзаж», 2003-2008

Показательной выглядит работа Коловского «Автопортрет». Никаких двойных стандартов – те же законы распространяются и на самого «повествователя»: четыре следующих друг за другом кадра, очертания, детали. Мир – постоянно меняющийся живой организм, безостановочно дышащий, как то тело на лужайке. И даже самого себя никогда не удастся увидеть вне этого организма – даже если делаешь автопортрет.