Питер Миллер "Блуждание". Санкт-Петербург, «Росфото», 28 августа — 6 октября 2013.

02 Питер Миллер. Стена Адриана. 2006.

В государственном центре РОСФОТО проходит выставка фотогравюр Питера Миллера. Миллер, американец по происхождению, уже долгое время живет в Японии. Практически неизбежная при такой биографии амбивалентность восприятия находит отражение в его работах – в безоглядном бегстве от цивилизации к природе, от безмятежного довольства – к сосредоточенному размышлению. В результате получаются эфемерные и порой буквально фантастические работы – с воздушными верхушками гор, точь-в-точь живыми ветками деревьев и «говорящим» морем.

Свои фотогравюры – репродукции фотоснимков, полученные путем печати со специальной металлической доски – Миллер объединяет в серии: «Таинственное запредельное», «Свет», «Неясность», «Гармония» и другие. Они разнятся по настроению, но при этом все они – об одном: о романтическом эскапизме, желании забыть о существовании такого «реального» мира и вести диалог с природой, а не с людьми. Здесь любые вещи и предметы существуют только как элементы ландшафта, природного узора, а иногда они же его и создают. Например, в замысловатых переплетениях серых линий на светлом фоне едва ли можно разглядеть простые рыболовные сети, разложенные на песчаном берегу. Фактуры, линии, силуэты – это территория осторожного поиска наощупь, любования окружающим и по-азиатски сосредоточенного размышления.

Природа оказывается у Миллера носителем главного Знания. Ей известны наши «трещинки», ею уже пережиты наши страсти – от первой до последней. Все наши признания в любви и «записки из прошлого» (так называется одна из работ) – уже содержатся в отцветших кувшинках, морском прибое и проросших сквозь шапку снега ветках камыша. При этом фотогравюры Миллера не выглядят наивно или пошло – благодаря его тонкому чувству природы и предельной искренности. Так что даже название одной из работ «Шепот листьев» не кажется пошлым: они и правда живые.

05 Питер Миллер. Интерлюдия. 2012.

В стремлении скрыться от быта и суеты Миллер идет на крайние меры. Его метод можно назвать методом «двойного очищения»: выбирая в качестве объекта наблюдения и так крайне небытовые – природные – явления, он скрупулезно и технично уничтожает любые случайно вторгшиеся в полотно (а именно так порой хочется называть его работы) признаки реальности с помощью техники фоторепродукции, не оставляя действительности ни единого шанса. А если в кадре окажется, например, такой прозаичный предмет, как стремянка – то и она обязательно будет вести в небо.

03 Питер Миллер. Покрытие крыши. 2005.