5 сентября в Эрмитажном театре состоялась пресс-конференция Каспера Кёнига, выбранного куратором десятой Манифесты.

2013_09_06_Koenig1

Так получилось, что в этот день Дворцовая площадь по случаю начала саммита и приезда глав государств G20 впервые за долгое время была очищена от паркующихся на ней автомобилей и туристических автобусов, что стоило бы сделать давно и без повода. Этот случай хорошо передает знакомую всем эмоцию, или укоренившуюся в отечестве поведенческую норму, описываемую словами «перед иностранцами неудобно». Кажется, это способно сыграть свою роль и в проведении Манифесты-10.

Пресс-конференции предшествовала отдельная встреча Кёнига с сотрудниками Эрмитажа. По словам присутствовавших на ней, главным лейтмотивом его выступления стало слово «работа». Действительно, сделать предстоит много, а времени осталось очень мало: по планам, биеннале должна открыться 28 июня следующего года.

Начиная с ранней весны журналисты и арт-общественность все время нетерпеливо следили за новостями о европейской биеннале в Петербурге. Кроме того, что было прежде известно собравшимся, вот что сообщил официально назначенный куратором только три недели назад Каспер Кёниг, отвечая на вопросы.

Основной проект Манифесты - «С тех пор, как Петербург обрел имя», - будет на 2/3 расположен в Главном штабе, и на 1/3 в Эрмитаже. Приглашение к участию отправлено 43 художникам, от 15 уже получено согласие. Прозвучали имена мировых арт-звезд Марлен Дюма и Марии Лассниг, - после прошедшей венецианской биеннале искусство этой 83-летней австрийской художницы на пике моды. Никаких неожиданностей нет пока что и в русской части списка, о чем стоит пожалеть: упомянуты были Илья Кабаков, Павел Пепперштейн, и неизбежные Timur и Monroe. Также Каспер Кёниг сказал, что планирует отвести отдельный зал архитектурной графике Пиранези из собрания Эрмитажа в сопоставлении с рисунками и объектами Луиз Буржуа из галереи Тэйт.

2013_09_06_Koenig2

Отвечая на вопрос, как бы он сформулировал девиз предстоящей биеннале одним словом, куратор сказал: «Этим не самым оригинальным словом и значением будет «надежда». Я надеюсь, что биеннале будет легко посетить всем желающим, это можно будет сделать даже с небольшими деньгами и проблем с визой не будет. Надеюсь, что она будет иметь значение для молодых людей и даст молодежи повод еще больше гордиться своим городом, который смотрит в будущее. Для меня честь — получить возможность работать в музее, потому что здесь всегда сталкиваешься с эстетическими идеями. Нам есть что предложить действительно ищущей публике. Важно, чтобы каждый имел шанс понять нашу позицию и решить для себя, что ему важно. Я родился в конце 1943 года и рос в драматической ситуации нацизма. Я старый человек, и всегда следовал политическому, но ни в коем случае не идеологическому чутью, и это дает мне быть утонченным, но не удобным».

Главная проблема, с которой предстоит иметь дело Касперу Кёнигу, это вовсе не дискриминационные законы, подобные которым существовали разве что на родине немецкого куратора в год его рождения. Главное, что в России до сих пор существует фобия всего современного, будь то эстетические или гендерные представления. Как следствие, современное искусство здесь находится в гетто, причем и художники, и их зрители чувствует себя в таком положении комфортно. Современное искусство по-настоящему интересует может быть несколько десятков тысяч связанных между собою человек. В массовом сознании современный художник — это в лучшем случае фрик, а министр культуры в интервью всерьез заявляет, что современным искусством занимаются те, кто не умеет рисовать. Манифеста за годы своего существования привыкла, что социальная миссия — неотъемлемая часть ее деятельности. В идеале этот «путешествующий цирк контемпорари арта» оставляет после себя общество и город не такими, как прежде. Но выполнить эту задачу нынче в Петербурге будет сложнейшим делом, хотя ее способно несколько облегчить само место проведения биеннале. То, что Манифеста будет сосредоточена вокруг Дворцовой площади, дает ей некое оправдание в глазах общественного мнения, поскольку именно 250-летний Эрмитаж выступает синонимом музея и служит символом высокого искусства. Даже несмотря на то, что после выставки братьев Чепмен и других проектов отдела под руководством Дмитрия Озеркова эти поклонники высокого все чаще испытывают когнитивный диссонанс.

2013_09_06_Koenig3 Команда Манифесты-10

Пока что после пресс-конференции Каспера Кёнига можно сделать два вывода. Первый — Манифеста точно состоится. И второй — скорее всего, нас ждет крайне деликатный и взвешенный музейный проект.