Клуб The Place открыл сезон — 7 и 8 сентября здесь проходил четвертый международный фестиваль атмосферной инструментальной музыки Astral, тремя днями ранее уже состоявшийся в Киеве, а потом в Москве. Его организаторы, промо-группа Flowers Blossom in the Space, анонсировали событие как аудио-визуальное. По факту же, за визуальное отвечали те же люди, что и за аудио — смурные исполнители пост-рока и смежных стилей.

2013_09_09_Astral_Kokomo Выступление группы Kokomo на фестивале Astral 4. Фото: Илья Колпаков

Разогревать публику в первый день вышла группа из Южно-Сахалинска Radiomaniac. Образцовые гитарные запилы тонули в довольно мрачной электронике, хотя в целом их выступление напоминало отчаянный и беспощадный джем дворовых гитаристов.

Следующей играла белорусская банда I Dance Alone. Несмотря на эскапистскую браваду в названии, братья-славяне весьма задорно опровергали суровую действительность родного Витебска и искали пути к диалогу — так могла бы звучать группа HIM в 8 классе. Сокрушительные, но незлые риффы нашли отклик в сердцах слушателей и коллектив практически единодушно был признан открытием вечера.

Третьими на сцену вышли ожидаемые лично мной испанцы Toundra. Мадридская прописка музыкантов обеспечивает задумчивому жанру впрыск южной крови — парни весьма эмоционально, если не сказать истерично, ведут себя на сцене, размахивают гитарами, обливаются потом, а звук получается насыщенный, густой и очень проникновенный. После выступления участники Toundra долго кружили вокруг бара, ели бананы, обнимались друг с другом, коллегами по цеху и просто удачливыми фанатами.

Сет немецкого проекта Kokomo после Toundra показался чересчур металлическим и жестким по звуку — настроение было настолько безысходным, что кажется, играли как в последний раз. Впрочем интеллигентная петербургская публика мерно покачивалась независимо от тех вихрей, что вились на сцене.

Самым ожидаемым были, конечно же, шведы Pg. Lost — однозначные хедлайнеры, на которых, кажется, все и пришли. Надо признать, что их ошеломительный драйв заставил забыть все предыдущие группы.

И вот тут сильно помешало качество звука. Вероятно звукорежиссер приехал вместе с фестивалем и особенности помещения учесть не успел. Бедолагу, бегавшего от будки, расположенной под потолком, к сцене и обратно, видели не раз. Впрочем, во второй день все замечания были учтены — звуковика переселили на грешную землю в зал и качество стало просто превосходным.

Заключительный день фестиваля стартовал выступлением Drawing The Endless Shore. Это соло-проект одессита Сергея Лунева, так же известного как the best Pessimist. Его сет с элементами трип-хопа, неоклассики и IDM сразу задал вечеру расслабленно-акустический темп. Вообще удивительно, сколь безмятежные звуки порой рождаются под влиянием мыслей о бренности бытия.

The Shaking Sensations сплотились, чтобы противостоять тоске захолустного датского городка, название которого даже не фигурирует в их творческой биографии. В состав группы входят сразу двое барабанщиков, что красноречиво доказывает, как тяжела и уныла жизнь. Уровень рефлексии был просто на грани фантастики, а композиции бушевали между эпическими сигурросовскими переливами и тяжелым металлическим боем.

The Shaking Sensations - The Obsidian Sea (LIVE) from Pad & Pen Records on Vimeo.

Выход англичан Blueneck на сцену сопровождался бурными овациями. У меня закралось подозрение, что люди истосковались не только потому, что конкретной публике это свойственно, а еще и потому, что в арсенале у бристольцев есть не только протяжные инструменталы, но и проникновенный депрессивный вокал, зовущий куда-то в темную мглу вечности.

Завершающие фестиваль британцы Yndi Halda показались мне оптимистами и романтиками. Их скрипачу досталось рекордное количество слез и вздохов. Выгодное отличие Yndi Halda в том, что помимо традиционных рычащих запилов, их композиции содержат вокал и партии на тромбоне и струнных.

Отчаянно не хватало видеоряда. Шутники, просившие перед началом фестиваля поставить фоном хотя бы заставки из плеера Winamp, под конец казались провидцами. Хотя с точки зрения настроя мероприятия, черный фон и разрывающие темноту стробоскопы только способствовали громадной тоске, навалившейся на хрупкие плечи поклонников жанра. Поразительно, но во время выступлений ни одного слушателя у бара замечено не было. Безмолвная толпа внимала артистам, дружно скрестив руки на груди.

Говорят, в Москве умудрялись плясать у сцены — не верю. Под такую музыку хочется лежать на боку, наращивая признаки тлена. Или классически завернуться в плед и смотреть на капли дождя, стекающие по оконному стеклу.