Основатель издательства «Красный матрос» Михаил Сапего собирает коллекцию удивительных проявлений народного творчества советского периода. В ней есть несколько сотен экспонатов, посвященных вождям Октября. В настоящее время он готовит проект «Сто Великих Октябрей», который будет содержать артефакты, выпущенные к годовщинам Октября, начиная с 1917-го.

mg_7701

Я был нормальным советским человеком, поэтому переболел всеми традиционными формами собирательства — марки, значки, фантики. Но на самом деле, меня всегда интересовал фольклор. Наверное, это пошло из детства — сказки действовали на меня каким-то магическим образом. Однажды я придумал издательство «Красный матрос» и стал издавать любимых моих авторов. Тогда я еще не предполагал, что уйду в дебри народного творчества — объекты, тексты и народную музыку. Я не был специалистом по фольклору, но всякого рода простодушие меня всегда умиляло — неважно, текстуальное, звуковое или визуальное.

При создании коллекции я мыслю ее в категориях цельной экспозиции, представляющей различные формы простодушия и степени мастерства безымянных авторов. Когда идет формирование некоего иконостаса, восприятие степени верования происходит на энергетическом уровне.

Одна из интересующих меня тем – это солдатские портсигары времен Великой Отечественной. Выполненные из кусков алюминия, легко поддающегося кустарной обработке, порой они очень точно выражают настроения бойцов в различные периоды войны. Есть весьма простые, но трогательные подписи, вот, например, «Зябликов. 1942 год». Вся беззащитность человеческой жизни выражена в этой фамилии.

mg_7721

Моя главная тема — «Ленин и Сталин через призму народной любви». Она содержит массу артефактов. Иногда мы видим наивные, реликтовые изображения, иногда достаточно умелое исполнение, но в любом случае эти предметы выражают глубокую любовь и отсутствие насилия при их изготовлении.

mg_7699

Обычные люди, изображавшие лидеров нашего государства, сильно рисковали, так как только определенному кругу художников было дозволено рисовать «святейших» особ. Но народная любовь — это катарсис. То есть, человека так распирает от любви, что в результате эмоциональной разрядки появляются уникальные произведения, в известной степени являющиеся народной иконой. Пример тому мой любимый экспонат — «Сталин с Гелей Маркизовой на руках, 1 ноября 1936 года», дочерью Первого секретаря Бурятской ССР. Это техника украинской иконописи, по обратной стороне стекла. Приобрел я ее в Витебске.

mg_7692

Сахарный Ленин — наиболее уникальный экспонат моей коллекции. Он вроде бы вступает в некоторое противоречие с наивными изображениями. Он был выпущен на Одесском сахарном заводе в 1960 году к девяностолетию В. И. Ленина, когда все предприятия обязали к всесоюзному почину. Таких Лениных сделали всего три — один хранился в заводоуправлении, второй в горкоме партии, а третий отправили в Москву для отчетности.

mg_7752

Есть у меня пресс для бумаг, выпущенный Ленинградским Металлическим заводом к столетию В. И. Ленина стотысячными тиражами, с дарственной надписью: «Надежде Анатольевне в день ангела, 30 сентября 1970 года». Это яркий образец православно-коммунистического синкретизма, столь характерного для русского человека. Другой интересный экспонат — детский художественный альбом 1933 года, где изображения носорогов, зайцев и лошадей сочетаются с изображением вождей пролетариата.

mg_7738

Встречаются и весьма привлекательные тексты, например, книга Бориса Шергина «У песенных рек» 1939 года. Она содержит маленькие рассказы про Ленина, отчасти напоминающие Хармса: «Когда Ленин жил за границей, там жители сказывали приезжающим: «Не трудитесь адрес записывать, где всю ночь окно светится, там Ленин и живет». Ленин не спал тогда, бывало, по несколько годов, на царя составлял улики – книгу сшивал».