Собирают подписи под петицией в поддержку «общественного метрополитена».

2013-09_10_zloba Metro

В петиции на имя губернатора Георгия Полтавченко, опубликованной на сайте Change.org и собравшей совсем немного подписей, предлагается «поддержать планы создания Общественного метрополитена Петербурга в форме открытого акционерного общества. Это позволит построить новое метро в короткие сроки и за меньшие деньги, чем строительство государственного метро».

Этот пример низовой активности лучше всего показывает, что люди не связывают свои надежды с государством даже в таком сложном и дорогостоящем проекте, как строительство ветки метро. Петиция стала для граждан поводом еще раз, теперь в такой форме заявить недовольство транспортной инфраструктурой одного из самых густонаселенных «спальных» районов города, Красносельского.

Как пишет «Росбалт», «в начале июля экономист Ринат Бичурин выдвинул идею создания общественного метрополитена в Петербурге. Предполагается, что строительство будет вестись 10 лет, общая протяженность подземки составит 120 км, станций будет 60. При этом пилотный проект общественного метрополитена (12 станций) удастся построить на юго-западе города за 1 год. Общие затраты оцениваются в $10-20 млн». По последней информации, строительство Красносельско-Калининской линии метро, уже появившейся пунктиром на картах в вагонах, в очередной раз задерживается: в связи с чемпионатом мира по футболу приоритет отдан метро на Крестовском острове и в Лахте. При этом к декабрю этого года должны быть выбраны места стройплощадок будущей линии метрополитена и определен подрядчик.

Вестибюли станций метро на пятой, «фиолетовой» линии строились на условиях государственно-частного партнерства, таким же образом планируется реконструировать «Василеостровскую». Но как недавно заявил Смольный, в дальнейшем к этому опыту обращаться не будут. В мировой практике метро принадлежит либо государству (Каир, Пекин, Будапешт, Вашингтон), либо, в большинстве случаев, городу и муниципалитетам, а иногда специально созданным для этого частным управляющим компаниям (в Буэнос-Айресе или Чикаго). Санкт-Петербургское метро принадлежит городскому правительству, а пути и тоннели метро строятся за счет государственного финансирования. В 2011 году Минтранс предложил проект закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который, помимо законодательного регулирования всех видов транспорта, допускал к перевозкам под землей негосударственные компании.

Общее мнение таково, что «Практика отечественного метростроения не предполагает частных инвестиций: объекты метро являются объектами ГО и ЧС, к тому же, такие вложения нерентабельны, срок их окупаемости не укладывается в экономически оправданные рамки. Хотя закон допускает строительство метро за счет средств инвесторов». Поэтому инициатором петиции и жителям Красносельского района остается только ждать, когда город изыщет деньги, - пока что они справедливо отмечают, что «городской бюджет сводится с большим напряжением. В следующем году прогнозируют дефицит порядка 20%».