«Лавлейс» (Lovelace). Режиссеры: Роб Эпштейн, Джеффри Фридман. В ролях: Адам Броди, Аманда Сейфрид, Бобби Каннавале, Деби Мазар, Джеймс Франко, Джуно Темпл, Дон МакМанус, Кори Хардрикт, Крис Нот, Питер Сарсгаард, Роберт Патрик, Уэс Бентли, Хлоя Севиньи, Хэнк Азария, Шэрон Стоун, Эрик Робертс. 2013.

Фильм, основанный на подлинных обстоятельствах жизни Линды Боримен (Лавлейс), сперва знаковой порно-звезды,                а затем – борца за права женщин.

still-of-adam-brody-and-amanda-seyfried-in-lovelace

Начало 70-х. Юная застенчивая Линда (Аманда Сейфрид) живет со строгой религиозной матерью (Шарон Стоун) и молчаливым любящим отцом (Роберт Патрик). На одной из пляжных посиделок она знакомится с Чаком Трейнором (Питер Сарсгаард) – взрослым и самостоятельным владельцем бара, обладателем модных усов и бакенбардов и просто обаятельным мужчиной. Чак очаровывает не только Линду, но и ее неприступных родителей, после чего забирает девушку из отчего дома и женится на ней.  Через какое-то время оказывается, что Чак – сутенер, собаку съел на секс-торговле и знает секрет успеха, ключом к которому является Линда. С помощью мужа Линда снимается в порнофильме «Глубокая глотка», который немедленно становится хитом, делает женщину не просто знаменитой, а очень знаменитой, и превращает жизнь обоих супругов в волшебную сказку: деньги и премии текут рекой, звезды мечтают водить с ними дружбу, а венцом всему – безграничное семейное счастье. Однако сказок не бывает. В итоге Линда уходит от Чака и пишет книгу, в которой рассказывает о том, что была практически рабыней мужа: он побоями и истязаниями заставлял ее заниматься проституцией и сниматься в порно, а всю прибыль забирал себе – Линда почти не видела денег, заработанных ею с такими муками.

Фильм очень конкретно, без попытки привнести загадку, разделен на две части. Первая сверкает, словно пещера Али-Бабы. Наивная девочка с веснушками обнаруживает неожиданный талант. Сейфрид хлопает глазами, окружающие хлопают в ладоши – успех, новое толкование американской мечты. Зашкаливающее количество теле- и кинозвезд в кадре усиливает ощущение великолепия, от которого буквально кружится голова: Хэнк Азария, Крис Нот, Роберт Патрик; Эрик Робертс, Джеймс Франко и Хлое Севиньи в эпизодах, Шерон Стоун в непривычной роли – королева экрана.  «Я такая неуклюжая» -  говорит Лавлейс в середине сказки: на ее ноге синяк; и этой стандартной, вскользь брошенной фразой озвучивает буквально все. Все, что происходит во второй части.

Lovelace_D006_00138S

Самый распространенный аргумент защитников секс-торговли – вовлеченные в индустрию сами этого хотят и получают от этого удовольствие. Несмотря на то, что «Лавлейс» нельзя назвать шедевром, он не только (возможно, довольно поверхностно и в жанре «поп», но тем не менее) знакомит зрителя с биографией одной из ключевых фигур массовой культуры XX века. Глянцевый мир с довольными порно-звездами и получающими удовольствие от секса проститутками – таким его хочется видеть многим, ведь, задумываясь об истинном положении дел, гораздо труднее потреблять продукт. Разговоры о сексуальной революции, которой способствовал выход «Глубокой глотки», о раскрепощении общества посредством порнографии, о художественных достоинствах порнофильмов ведутся с позиции потребителя, который не хочет знать, что по ту сторону камеры – живые люди. Четкое разделение «Лавлейс» на две части очень наглядно демонстрирует эту разницу восприятия. Так же наглядно показаны и другие проблемы, обычно идущие рука об руку с первой. Улыбчивый и поначалу нежный Питер Сарсгаард в роли Чака опровергает распространенный миф о том, что садистов видно издалека, а жертвы домашнего насилия сами виноваты, что не распознали их на первом свидании; авторитарная мать учит дочь традиционным патриархальным ценностям: всегда искать причину в себе и беспрекословно повиноваться мужу. Такой обработке когда-то подвергалась и она, а до нее, вместе с ней и после нее – множество других женщин.

Феминистская деятельность Линды, которой она посвятила остаток жизни, упоминается разве что в финальных титрах – и это несколько нивелирует посыл. Однако не настолько, чтобы «Лавлейс», пусть глянцевый, пусть без конкретно озвученного решения, перестал быть важным и рекомендованным к просмотру: бытует мнение, что в наше время основная миссия искусства – в большей степени социальное высказывание, чем удовлетворение эстетических или каких бы то ни было других потребностей. И в таком случае стоит смотреть «Лавлейс», а не «Глубокую глотку».

lovelace_1